Имя: Пол Дже́ксон По́ллок
Дата рождения: 28-01-1912
Место рождения: Коди, Вайоминг, США
Дата смерти: 11-08-1956
Деятельность: художник, абстракционист

Биография Джексона Поллока

Детские годы

Джексон Поллок родился 29 января 1912 года и был пятым ребенком в семье, первые годы жизни провел в штате Вайоминг. Когда мальчику исполнилось одиннадцать, его родственники решили обосноваться в Аризоне. Природное окружение способствовало к развитию у будущего художника любви к природе. Но к сожалению характер его был сложным и грубым, частые вспышки гнева и нежелание общаться были обычным делом. Он очень часто проводил свой досуг в поисках приключений. Во время одного из таких приключений на деревоперерабатывающей станции случился несчастный случай. Его друг, играя с пилой, по неосторожности отрезал Поллоку фалангу пальца на правой руке.

Приняв решение, стать офицером юноша поступает в службу подготовки резерва. Попав под плохое влияние военных служащих, несмотря на юный возраст, он стал зависим от алкоголя. Учитывая период «Сухого закона» раздобыть спиртное было сложно, но парнишка исхитрялся и добывал запретную выпивку. В начале 1928 года Джексон поступает в Высшую школу прикладных искусств. Здесь он находит себе наставника, который стал его другом. Преподаватель Джон Шамковски открыл для юнца мир абстракции и тонкостями теософии. Несмотря на успехи в творчестве, у Джексона были проблемы с самоконтролем и дисциплиной. В очень скором времени его выгнали из школы из-за плохого поведения.

джексон поллок

Кризис личности

Не желая забрасывать рисование Поллок отправляется в Нью-Йорк, в котором уже некоторое время жил его брат. Вместе с ним он берет уроки у Томаса Бентона и перенимает от него криволинейные и волнистые линии. Во многих полотнах которые он написал в ранний период своего творчества чувствуется влияние мексиканских рисовальщиков. Бентону искренне нравился Джексон, и он посоветовал ему изменить свой стиль и отношение к работе. Из застенчивого паренька он превратился в грозного ковбоя. Не только хорошие уроки мастер преподал своему ученику, будучи зависимым от алкоголя он напомнил юноше о старых привычках и тот снова начал злоупотреблять выпивкой.

В 1935 году наставник покинул Нью-Йорк потеряв поддержку близкого человека художник уходит в запой. Его состояние настолько ухудшилось что все деньги, на которые он жил были социальной помощью для бедных художников. Пытаясь улучшить свое материальное положение, он расписывает стены подъездов, моет музеи и памятники. Берется за помощь другим художникам в качестве подручного. Но в один день администрации социального проекта надоело его постоянное пьянство и от его помощи отказались. Это привело к тому что художник попал в больницу с алкогольной интоксикацией, после чего его перевели в лечебницу для зависимых от алкоголя.

Становление стиля

Находясь в лечебнице чуть меньше чем полгода, художник открывает в себе вдохновение. Он делает сотни эскизов и нарабатывает собственный стиль. Пребывая в бреду от получаемого лечения, он отходит от реализма и берет за основу сюрреализм и абстракцию. Можно сказать, именно его пристрастие к алкоголю создало его неповторимое виденье. Покинув лечебное заведение, он решает бороться со своим пристрастием и начинает усиленно изучать психологию. Работы Фрейда и Юнга захватывают его больше всех, и он создает серию картин, написанных под впечатлением от изученного им.

Сопротивляться алкоголю он смог не долго, очередной срыв последовал с новой силой утягивая художника в омут алкоголизма. Знакомство с творчеством Пикассо и сюрреалистов того времени добавляет в его работы символику и загадочность. Внезапно пришедшая депрессия становится основной тематикой его работ начиная с 1938 года. Его картины будучи наполненными мрачными тонами и неземными сюжетами создают художнику образ шамана. Его полотна начинают воспринимать как связь с потусторонним миром и мистическую подоплеку каждой капли краски.

Творческий прогресс

В 1941 году произошла судьбоносная встреча, один знакомый смотритель музея познакомил Джексона с его будущей женой Ли Краснер. Девушка была из семьи иммигрантов, и ввиду своей настойчивости была известна в кругах художников. Именно Краснер стала связующим звеном между Поллоком и миром Нью-Йоркского художественного общества. Практически сразу после знакомства молодые люди съехались. В 1943 году на одном из собраний художник познакомился с Пегги Гуггенхейм. Ее поразила манера исполнения и характер работ, выполненных рисовальщиком. Желая показать миру столь уникальную натуру, она организовала выставку на которой было представлено полотно «Стенографическая фигура». Узкий круг критиков с восторгом принял нового гения. В этом же году была организована выставка, посвященная только творчеству Поллока и она произвела колоссальный фурор. Однако картины так и не продавались. Пегги предложила художнику сменить агента что бы хоть как-то сдвинуть продажи с мертвой точки.

1944 год стал дня художника особенным, он и Ли Краснер поженились и сменили место жительства на городок Спрингс. Дом, в котором они поселились был самым обычных двухэтажным строением с небольшим сараем на заднем дворе. Именно в сарае художник обустроит свою мастерскую. В 1947 году Джексон изобретает для себя новое исполнение картин он расстилает огромные полотна и пишет прямо на полу. Стиль исполнения его работ называли капельным или разбрызгивающим, сам же художник любил название льющаяся живопись.

Первый финансовый успех был в 1948 году это поспособствовало смене мастерской, в которой он создал еще шесть полотен. Именно эти изображения в будущем имели самый большой успех и популярность. Про Поллока пишут в газетах и журналах, его называют сенсацией и прорывом в мире живописи. Критики воспринимали такой успех в равной степени с восторгом и недовольством. Одни считали, что его живопись слишком груба, непонятна и не имеет никакого творческого образования под собой. Другие пытались доказать, что его полотна это новое виденье экспрессии и абстракции соединенной в симбиозе, которого ранее не было. Натиск созданный публикой становится причиной очередного алкогольного срыва.

Последние годы и смерть

Пытаясь достичь коммерческого успеха Поллок меняет цветовую гамму в своих работах добавляя больше черного. Так же в его полотнах появляются намеки на фигуры и силуэты. Ценители современного искусства оценили такой жест со стороны художника, и его картины начали покупать чаще и дороже. Не прекращая злоупотреблять спиртным Джексон полок погибает в автокатастрофе 11 августа 1956 года. После его смерти все картины были проданы вне зависимости от того законченные они или нет. Коммерческий успех достиг художника лишь после его смерти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Известные высказывания Джексона Поллока

Современное искусство, по-моему, не более, чем средство отражения целей той эпохи, в которую мы живем.
Я хочу выражать мои чувства, а не изображать их.

Самые известные картины Джексона Поллока

Виедо о Джексоне Поллоке

Есть что добавить к этой биографии?

Оставляйте свои замечания\дополнения в комментариях. Мы с радостью их рассмотрим и если наши редакторы сочтут информацию полезной, то обязательно добавят её в основное содержимое биографии.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: