Имя: Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель
Дата рождения: 05-03-1856
Место рождения: Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель
Дата смерти: 01-04-1910
Деятельность: художник, живописец, график, скульптор

Михаил Врубель

Предвестник кубизма, яркий представитель символизма, человек, который отлично совмещал в себе талант к графике и живописи в равной степени.

Детство

Михаил Александрович родился в Омске в 1856 году в этом же городе были рождены его младшие брат и сестра которые не дожили до юности. По причине частых родов и ослабленного здоровья в 1859 году скончалась мать мальчика. Пока овдовевший отец пытался справиться со всеми хлопотами, которые лежали на его плечах, мальчик проводил свои будни за рассматриванием картинок в детских книжках.

В 1863 году отец Михаила взял в жены Е. Х. Вессель которая была из знатного рода, что помогло ему в продвижении по службе. Новая мама для семейства оказалась настоящим сокровищем, она целыми днями занималась воспитанием всех детей.

В 1867 году семейство переехало в Саратов где у отца мальчика было новое назначение по службе. Вопреки любящей атмосфере, которая царила в доме Михаил и его сестра Анна всегда проводили время вместе и не были особо заинтересованы в дружбе с новыми родственниками.

Михаил Врубель

Юность

Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. Это произведение настолько запало в душу юному дарованию что он позже исполнил его точную копию по памяти, со всеми мельчайшими деталями и нюансами. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ. После перевода отца в Одессу и смены учебного учреждения Врубель на время прекратил активную творческую деятельность и больше уделял внимания естественным наукам. Обучение в целом, у юноши не отнимало много времени, он был лучшим учеником пока это было ему интересно. В один момент его жизни Михаил сильно загорелся идеей актерской карьеры, но оставил эту затею с поступлением в университет.

Юридический университет

Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Возможно, на это повлияла способность мальчика быстро запоминать сложные тексты или знание нескольких языков. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. Обучение шло медленно и трудно, в конечном итоге юноша больше заинтересовался философией и совершенно забросил юридическое дело. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. В период обучения в университете им были нарисованы несколько иллюстраций к популярным в то время литературным произведениям. Начиная с 1875 года Врубель активно начал развивать актерские таланты, но это требовало больших капиталовложений и ему приходилось подрабатывать репетитором. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела.

Начало художественного развития

Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмелей, которые нуждались в его репетиторских навыках. Отзывчивая семья приняла молодого человека как своего сына, и он надолго поселился у них в поместье. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Не только любовь к искусству привили ему его новые знакомые, любовь к вину, которого было всегда много на столе гостеприимных знакомых, накрепко засела в жизни Врубеля. Начиная с 1880 года, художник начал посещать курсы в Академии искусств где познакомился с Чистяковым и стал частым гостем в его студии. Наставник стал хорошим другом для молодого гения, о чем сам Врубель неоднократно упоминал в письмах к сестре. Работа над оттачиванием пластики форм и передачи живости светотени до конца жизни чувствовалась в работах живописца.

Михаил Врубель

Творческие эксперименты

Несмотря на своенравную манеру исполнения, далеко идущую от традиционного академизма, Чистяков поощрял творческие эксперименты своего ученика. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». Будучи человеком целеустремленным, Михаил не оставил попыток совмещать свое творчество с развитием своего бизнеса. С помощью своих давних знакомых Пампелей он нашел заказчика, который предложил гонорар в 200 рублей за любое его полотно на выбор. Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась, и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Знакомые художника помогли раздобыть предметы декора, которые использовались как фон в постановке. После окончания картины его пригласили в Киев для работы над восстановлением фресок Кирилловской церкви. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».

Последнее путешествие в Италию

После завершения работы над этим проектом художник отправился в Италию для пополнения своих творческих знаний. Во время его проживания в Венеции город так сильно вдохновил его что Врубель закрылся в себе и целыми днями писал иконы и полотна повседневной тематики. После выхода из творческого наплыва художник начал ощущать жажду общения и недостаток любви. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. Однако женщина высмеяла его чувства и указала на очевидное обстоятельство отказа, ее замужество. После отказа у Врубеля начался кризис, он практически не рисует, а если и начинает полотно, то забрасывает его. Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы.

Проблемы с психическим здоровьем

В 1890 году художник переехал в Москву. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. С 1890 года художник увлекся керамикой и сделал множество ярких заказов для богатых домовладений России. Вплоть до 1896 года художник путешествовал по Италии, где работал в различных гончарных мастерских. По возвращению в Москву художника пригласили создать декорации для театра где он встретил свою будущую жену Надежду Забел. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Это полотно примечательно тем что художник создал его за сутки, на холсте, предназначенном для портрета любимой жены, что делает произведение довольно символичным. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.

Михаил Врубель

Последние годы жизни

Все чаще у художника случались срывы, которые практически не прекращались после рождения сына в 1901 году. Стресс и давление, которое испытывал на себе рисовальщик, проявлялось в депрессии и буйном поведении. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Его поместили в клинику для душевно больных где он, несмотря на частые галлюцинации продолжал писать картины. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался.

Интересные факты:

  • Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 века. Его манера писать «разноцветными кубиками» иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 века.
  • В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
  • Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое. Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
  • На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.

Награды:

  • Золотая медаль Парижской всемирной выставки (1900 год)
  • Вторая серебряная медаль Академии художеств (1883 год)

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Известные высказывания Михаила Врубеля

Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты - форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою?
Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине». Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками.
Сознание бесконечного. Перепутанность понятий о зависимости человека, жизни. Бесконечное и догмат, бесконечное и наука… первобытного… бесконечное и догмат в союзе с сознанием жизни, покуда нравственность зиждется на…
Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды.

Самые известные картины Михаила Врубеля

 Демон сидящий, 1890

Демон сидящий, 1890

 Царевна-Лебедь, 1900

Царевна-Лебедь, 1900

 Пан, 1899

Пан, 1899

 Девочка на фоне персидского ковра, 1886

Девочка на фоне персидского ковра, 1886

Книги о Михаиле Врубеле

Михаил Врубель

Михаил Врубель

Автор:Н. А. Дмитриева

Скачать  

Михаил Врубель

Михаил Врубель

Автор:Е. А. Скоробогачева

Скачать  

Михаил Врубель

Михаил Врубель

Автор:Алла Гусарова

Скачать  

Михаил Врубель

Михаил Врубель

Автор:Д. Коган

Скачать  

Видео с Михаилом Врубелем

Есть что добавить к этой биографии?

Оставляйте свои замечания\дополнения в комментариях. Мы с радостью их рассмотрим и если наши редакторы сочтут информацию полезной, то обязательно добавят её в основное содержимое биографии.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: