Анна Павлова - биография

Анна Павловна (Матвеевна) Павлова

Краткая информация

Имя: Анна Павловна (Матвеевна) Павлова
Дата рождения: 12-02-1881
Дата смерти: 23-01-1931
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Деятельность: Актриса балета
Биография Мнение

Детство

Родилась одна из величайших актрис балета Анна Павлова в 1881 году в Петербурге. Существуют две версии относительно того, кто был ее отцом. Первая из них гласит о солдате-караиме по имени  Матвей Павлов (настоящее имя  Шабетай Шамаш). Косвенно подтверждает этот факт и место рождения Анны — госпиталь лейб-гвардии Преображенского полка, где служил Матвей. Вторая версия повествует о неком банкире еврейского происхождения, в доме которого мать Анны – Любовь Федоровна — служила гувернанткой. Якобы именно он приходится отцом девочки. Документальных подтверждений данному факту нет, а потому эта информация используется скорее в качестве легенды.

Зарождение огромной любви

Впервые побывать на балетном представлении маленькой Ане удалось в возрасте восьми лет. Тогда на сцене Мариинского театра, который через много лет станет для нее родным, шло представление «Спящая красавица». Анна с первых минут поняла, — быть балериной – ее призвание. С тех самых пор в доме только и было разговоров что о танцах, хореографии и грации легких, как пушинки, балерин. Мать, видя огромное стремление дочери, отвела ее в балетную школу. В возрасте 10 лет Анна стала ученицей престижного  Императорского театрального училища. Девочка демонстрировала неплохие успехи, и еще будучи ученицей, не раз выходила на сцену «мариинки». В 1899 году Павлова успешно сдала выпускные экзамены и была зачислена в состав труппы Мариинского театра.

Изначально, конечно, Анне доставались небольшие и «невыразительные» роли, — начинающая актриса, что говорить. Но с каждым годом мастерство юной красавицы оттачивалось, и уже в 1903 году ей доверили главную роль – она сыграла Жизель в одноименной постановке. Ей удалось поразить всех не только грациозностью и красотой исполнения каждого движения, но и глубиной понимания образа ее героини. Готовясь к роли, Павлова буквально сутками не покидала студию, а ее негласным наставником стал Мариус Петипа, к которому она обращалась за советами для более детальной проработки образа.

Анна Павлова

Далее были главные роли во многих постановках, среди которых «Дон Кихот», «Корсар» и другие. В 1906 году, в возрасте 25-ти лет, Павлова была удостоена звания балерины Императорской сцены, что говорило о том, что отныне она – ведущая танцовщица.

Одним из самых плодотворных творческих союзов Павловой можно выделить работу с Михаилом Фокиным, учившимся на курс старше. От других балетмейстеров его отличал нетрадиционный взгляд на балет, он в свое время не стал отделять танец от пантомимы, а его целью было введение в постановку импровизации. Импровизация, по его мнению, вполне могла стать основой балетного искусства, избавив зрителя от необходимости наблюдать исполнение готовых форм, связок и комбинаций.

В одной из первых постановок Фокина — «Виноградная лоза» — он танцевал  па-де-де с Анной. И постановка в целом, и работа танцоров, вызвали самые положительные эмоции и отзывы, а также были отмечены выдающимися деятелями, в том числе и Мариусом Петипа.  Павлова участвовала и в последующих постановках Фокина, таких как «Эвника», «Шопениана», «Павильон Армиды» и других. Особое внимание привлекла поставленная Фокиным специально для Павловой миниатюра «Лебедь». Исполненная на благотворительном вечере в Мариинском театре, она поразила многих до глубины души и уже совсем скоро стала одним из символов русского балета XX века.

Гастроли

Впервые оказаться за границей Павловой посчастливилось в 1097 году в составе небольшой труппы. Они колесили по европейским городам, первым из которых оказался Стокгольм. В 1909 году Анна Павлова приняла участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, а спустя некоторое время уже блистала на премьерах постановок «Сильфида» и «Клеопатра». В том же 1909 году впервые Павлова сочинила собственную лирическую миниатюру, продолжив делать это и в дальнейшем. Время, проведенное в зарубежных командировках, способствовало становлению Павловой как самостоятельного балетмейстера, в дальнейшем ее жанр будет назван Юрием Беляевым как «хореографическая мелодекламация». Со своими танцовщиками и музыкантами Павлова объездила весь мир: Индия, Северная и Южная Америка, Филиппины и Европа – ей везде рукоплескали стоя, приклоняясь перед ее талантом.

Личная жизнь

У талантливой и привлекательной Анны с самого начала ее деятельности было огромное количество поклонников. Возвращаясь со сцены в гримерку, изо дня в день она находила десятки шикарнейших букетов, и в каждом из них по записке- с предложением провести вместе вечер. Гордая и непокорная, Анна один за другим отправляла их в мусорную корзину. И лишь перед одним букетом она устоять не смогла – это были цветы от Виктора Дандре.

Дандре был аристократом – выходец из дворянского рода, интеллигент, знавший несколько языков и великолепно разбирающийся в искусстве. Юная балерина была сражена. Тогда же молодой человек взял покровительство над балериной, что в то время было очень даже модно среди представителей богемы. Только если Анна уже представляла дальнейшую совместную жизнь с Виктором, день ото дня влюбляясь в него все сильнее, то он не торопился звать ее под венец. Он снял для балерины апартаменты, обеспечивал лучшими контрактами и дарил невероятные подарки, но о женитьбе речи не шло. И тогда она просто ушла – собрав всю волю в кулак, Анна покинула квартиру снятую ей как содержанке. Она с удвоенной силой приступила к работе – тренировалась, ставила представления, гастролировала. Но даже это не спасло ее – даже находясь  в Париже, она все еще продолжала думать о нем.

Анна Павлова

В это же время, в Питере, Дандре ожидали большие неприятности – его обвинили в финансовых махинациях, взятках и аферах, не забыв упомянуть при этом и Анну, которая якобы и уехала заграницу, дабы не быть причастной к темным делишкам покровителя. Вскоре Виктор появился на пороге лондонского отеля, в котором остановилась труппа Анны. И она не смогла устоять – Дандре был прощен, влюбленные снова были вместе.

В то время Павлова уже покончила с Дягилевым и подписала контракт с агентством «Браффл». По окончанию контракта с лондонским агентством, Анна занялась организацией деятельности собственной группы, в чем ей неплохо помог ее возлюбленный – предпринимательская хватка Виктора пригодилась мягкой Анне как никогда. Ради Виктора, которому навсегда был заказан въезд на Родину, Анна отказалась от жизни в столь горячо любимом Питере — пара обосновалась в Лондоне. Последний визит великой балерины на родину припал на 1914 год – тогда она вместе со своей группой выступала с гастролями в Москве и Питере.

Не стало Анны Павловой январским днем 1931 года – актриса скончалась вследствие перенесенной пневмонии в Гааге (Нидерланды), так и не побывав больше на родине.

Интересные факты

  • Среди многочисленных поклонников Анны Павловой был сам Чарли Чаплин. Однажды он сказал балерине «Мы похожи с вами, Анна! Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят…».
  • Анна вела активную благотворительную деятельность. Во времена Первой мировой войны, куда бы она не приезжала с гастролями, в любом городе она давала представление в пользу Красного Креста. По окончанию войны балерина часть денег, вырученных с представлений, отправляла на Родину – для возобновления учебных заведений.
  • Анна безумно любила животных, а еще больше — птиц . В ее поместье даже жил настоящий лебедь, звали которого Жак. Многие ошибочно думают, что именно он вдохновил артистку на такое чувственное исполнение «Умирающего лебедя», однако это не так – Жак появился гораздо позже всемирно известного выступления.

Видео с Анной Павловой

Интересное



Закрыть