Американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, кинорежиссёр, человек, который сыграл важную роль в поп-арт-движении. Основатель идеологии «homo universale», создатель понятия коммерческий поп-арт.
Будущий художник был рожден 6 августа 1928 года в семье переселенцев и стал четвертым ребенком. Отец мальчика пытаясь прокормить семью работал шахтером, а мать, не зная английского языка работала уборщицей, а в свободное время делала и продавала цветы из жестянок и салфеток. Мало-помалу семья улучшала свое материальное положение, и к 1934 году они перебрались из захолустья в район поприличней. В детстве у Эндрю было слабое здоровье вследствие чего его болезнь скарлатиной дала осложнение, и он заболел хореей Сиденгама. Из-за болезни он не покидал свою постель и не общался со сверстниками.
Вернувшись в школу, мальчик стал изгоем, неприязнь которую показывали окружающие он воспринял близко к сердцу. После этих событий у него зародились комплексы и страх перед медицинскими работниками и лечебными заведениями. Находясь большую часть дня дома, он занимается тем что создает коллажи из газет и журналов и рисует. Именно в этот период у него зарождается любовь к искусству и творческое мышление. Практически сразу как ему исполнилось 13 лет его отец пал жертвой производственной аварии.
Намереваясь получить образование связанное с изобразительным искусством, он пробовал зачислиться в Университет Питтсбурга. Изменив свое решение в последний момент, он поступил на иллюстратора предпринимательского профиля в университет Карнеги. Учеба юноше давалась легко, и он делал большие успехи. Но замкнутость и комплексы, сформированные в детстве, не позволяли ему найти общий язык с окружающими. Отношения с преподавателями были натянутыми, а с однокурсниками Эндрю практически не общался. Окончив учебу им было принято решение сменить место жительства на Нью-Йорк. Здесь он работает иллюстратором, успешно работает над оформлением витрин, создает серию поздравительных открыток. Его произведения выделялись на фоне других коммерческих исполнителей и ему предложили сотрудничество Vogue и Harper’s Bazaar. Идя в ногу со временем, он американизировал фамилию с Вархола на Уорхол. К 1950 году он стал успешен создав рекламу для обувного магазина и проиллюстрировав самоучитель по испанскому языку автором которого была Маргарита Мадригаль.
Первая проведенная им выставка состоялась в 1962 году и имела ошеломительный успех. Благодаря своей популярности и росту годового дохода он смог купить себе свой собственный дом. Теперь Уорхол мог уделять больше своего времени творчеству и развивать в себе чувство прекрасного. В поисках своего стиля он одним из первых использует трафаретную печать. Несмотря на волну критики, он настойчиво придерживается мнения о правильности тиражированного искусства. Стараясь придать оригинальности своим работам он от руки обводит изображения, которые отображал проектор. Вследствие этих экспериментов был создан способ создания картин с помощью матриц. Этот метод превращал великое искусство в часть коммерческого мира.
1952 год был успешен для иллюстратора, его произведения были показаны в Нью-Йоркской галерее. Художник развивает новые способы и представления своего творчества, но продолжает мечтать о неизменно великом. В 1960 году он создает знаменитый дизайн банки для Coca-Cola что приносит ему еще большую известность. Художник в это время отдает предпочтение рисунку, а не живописи и рисует в основном долларовые банкноты. Начиная с конца 1960 года, он создает серию работ, состоящую из изображения консервных банок. Яркие цвета и необычное исполнение пришлись по вкусу публике, но вызвали волну недовольства со стороны критиков. После выставки посвященной новой концепции яркого и массово производимого искусства художник определяет себя как представителя поп-арта.
Художник продолжает работать над созданием картин с помощью фотографий таких знаменитостей как Мерлин Монро, Элвиса Пресли, Мао Цзэдуна и других. После смерти Монро Уорхол создает свою не мало известную картину «Диптих Мэрилин». Как человек своеобразный и жаждущий перемен Эндрю первым начинает использовать краски кислотных оттенков. Не желая останавливаться на достигнутом, художник покупает себе здание в 1963 году и называет «Фабрика». Здесь он проводит собственные выставки ломающие понятия искусство. Это же помещение он использует как свою мастерскую, а также выводит на массовое производство произведения высокого творчества. Его предприятие производит около трех тысяч отпечатков картин в год. Продолжая свою деятельность, он создает журнал основная идея которого лежала в создании интервью с самыми популярными людьми.
Уорхол был твердо убежден в том, что люди, которые попадают на обложки журналов обязаны быть без единого изъяна. Он делает серию картин в которых устраняет недостатки, убирает морщины, прыщи, делает цвет кожи лучше, а глаза ярче. Кинематограф тоже не остался в стороне многие работы эксцентричного художника так и не увидели мир. Однако все его киноленты были нацелены на открытие миру смысла грядущей сексуальной революции и были документального содержания.
В июне 1968 года на «Фабрике» на Эндрю Уорхола было совершено покушение на убийство. Бывшая актриса, снимающаяся в одном из фильмов художника, трижды выстрелила ему в живот и добровольно сдалась полиции. Находясь на волосок от смерти и пережив клиническую смерть ему удалось выжить. Пройдя курс реабилитации, рисовальщик отказался от обвинения на девушку, поэтому она была заключена всего на три года и отправлена в больницу для душевнобольных. Ему пришлось очень долгое время ходить в корсете. Его возможности передвижения были ограничены из-за сильного повреждения внутренних органов.
После этого случая его исполнение меняется, преобладают мрачные тона, а темы связаны с насилием и смертью. Любая угнетающая или устрашающая тема, появляющаяся на страницах газет, была использована им как материал для новых картин. Художник продолжает экспериментировать и берется за дизайн, гоночного автомобиля, который расписывает лично. В перевес мрачному в дизайне автомобиля он использовал яркие краски передавая драйв и адреналин. Используя как инструменты собственные пальцы, палочки и тряпки он пытался воссоздать иллюзию скорости. Прожив довольно яркую жизнь Эндрю Уорхол умер 22 февраля 1987 года на операционном столе от остановки сердца.
Настоящий художник производит вещи, которые не нужны людям. Но он чувствует, что дать их людям — это его призвание.
Я боюсь быть счастливым, потому что это не длится вечно.
По-моему, все должны нравиться всем.
Великие — это те, за кем можно наблюдать бесконечно, даже если это всего лишь движение их зрачков.