Этот человек уловил запах разложения Европы и попытался найти выход из склепа. Его высказывания всегда парадоксальны и нелицеприятны. Он принадлежал к плеяде мыслителей, выразивших смятение цивилизации перед новым поворотом истории. Все они искали ответы в полумифическом прошлом, преломляя в своем творчестве искания и раздумья – композитор Рихард Вагнер, баварский король Людвиг Виттельсбах, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, философы Освальд Шпенглер и Артур Шопенгауэр. Они придумывали миры, куда приглашали разочарованную интеллигенцию, но мир Ницше был и остается самым ярким и динамичным. Нацисты сделали из Ницше культ, и это пятно не отмыто до сих пор. Ницше входит в десятку самых изучаемых философов. Быть ницшеанцем означает вызов обществу и самому себе.
Во второй половине девятнадцатого века дети священнослужителей и воспитанники семинарий, как правило, шли в бунтари. Фридрих Ницше был сыном лютеранского пастора Карла Людвига и родился в 1844 году неподалеку от Лейпцига в городе Рёккене. В пять лет отец Фридриха умирает, а через полгода уходит из жизни его маленький брат Людвиг Йозеф. В общественном сознании прочно засела мысль, что Ницше – это философ, однако точнее будет сказать, что он был писателем, писавшим философские трактаты. Кроме того, он был музыкантом, и первые произведения он написал в знаменитой гимназии «Пфорта», куда был отправлен матерью в 1858 году. Здесь он полюбил античность, которая и подвела его к идее о сверхчеловеке.
Молодой Ницше плохо находит друзей, как в гимназии «Пфорта», так и в Боннском университете, где он изучал теологию и филологию. Разочарованный в студентах и предметах, он перебирается в Лейпцигский университет. В возрасте 24 лет Ницше был приглашен в Швейцарию, на должность профессора классической филологии Базельского университета. Но чистая литература ему не нравится, как и франко-прусская война, участия в которой он постарался избежать.
Нацисты, которые сделали из него божество, предпочли забыть, что их кумир не только отказался от боевых действий, но и плевать хотел на величие Пруссии. Он демонстративно принимает швейцарское гражданство и участвует в войне санитаром.
Томик «Заратустры» лежал в нагрудном кармане каждого немецкого солдата Второй мировой. Ницше действительно вдохновлял на смерть и разрушения. Не потому ли последняя война была такой тяжелой и кровопролитной?
Самого же Ницше сильно вдохновлял Вагнер, с которым он познакомился 8 ноября 1868 года. Их объединяла любовь к древнегреческому эпосу и предчувствие тектонических сдвигов. Их отношения стали ухудшаться, когда философ решительно порвал с христианством, а Вагнер предпочел остаться в лоне матери-церкви.
Совсем не из трусости Ницше отказался от прусского мундира. С детских лет имел слабое здоровье, подорванное смертью отца и брата, а потом дифтеритом и дизентерией, доставшейся ему на санитарной службе. Сильные головные боли посещают его с 18 лет, а к 30 годам философ стал слепнуть. Склонный к ярким аллегориям, в своих телесных страданиях он видел агонию старого мира перед наступлением эры сильного человека. В 1879 году по состоянию здоровья Ницше выходит на пенсию, чтобы до конца своей недолгой жизни бороться с болезнями.
То, что мы имеем, обычно не ценим и не замечаем, а то, чего не имеем, того жаждем, особенно если это сила и здоровье. Фридрих Ницше придумал себе недостижимый идеал. Его сверхчеловек физически крепок, нарушает запреты и не боится смерти. Ницше не первый, кто делит людей на низших и высших. В современном ему обществе было не принято говорить о господах и рабах, с тех пор как христианство сделало всех Божьими рабами.
Неравномерность человеческого материала предопределена судьбой. Ее философ ставит вместо Бога, смерть которого он провозглашает в «Заратустре» и других произведениях. Ницше не скрывает своего презрения к христианству, полагая, что оно безнадежно испортило смелых варваров и превратило их в безвольных рабов. Слабые и покорные овцы-христиане уже не способны совершить ничего великого. Этот мир нуждается в античном герое, который отвергнет моральные догмы и восстановит власть силы.
Таким образом, философ становится проповедником аморализма. Не он один пытался освободить человечество от оков нравственности, но Ницше делает это «в упор». В числе прочего, сверхчеловеку разрешено нарушать сексуальные запреты, что очень нравилось гомосексуалистам. Не потому ли и возникла гремучая смесь революционных партий, в которой оказалось множество представителей нетрадиционной сексуальной ориентации?
Ницше восхищались итальянские фашисты и германские нацисты. Мрачное величие красиво придуманных мифов влекло к себе тех, кто не вписался в буржуазную приземленность упадочного общества. Провалились социальные эксперименты Гитлера и Муссолини, но каждое новое поколение подростков продолжает открывать для себя ницшеанство, восхищаться Заратустрой и упиваться бесконечной свободой.
Эту идею Ницше позаимствовал в языческих философских системах, в основе которых лежал годичный круговорот сельскохозяйственных работ и природных явлений. Все, что когда-нибудь началось, обязательно закончится, чтобы возродиться вновь. Христианство придумало свое время, летящее, как стрела, из точки начала в точку конца. Этой точкой концы является для них крушение материального мира, после которого наступит царство Божие.
Благополучные и осторожные христиане второй половины XIX века мало напоминали своих братьев по вере, которые ютились в римских катакомбах в ожидании Страшного Суда. Католическое и лютеранское духовенство хорошо устроилось в этом мире, и все тише звучат призывы помнить о грядущей битве с Антихристом. Колесо времени провернулось снова, возвратившись к земным удовольствиям языческой цивилизации. Ницше просто констатирует факт, который лицемерно не замечают христиане.
Вообще, весь пафос его литературно-философских произведений подпитывается отвращением к лицемерию. Именно этим он нравится молодежи всех стран и национальностей. Вместо борьбы Бога с дьяволом Ницше вводит диалектическое противостояние дионисийского и аполлонийского начал. Дионис был низшим божеством греческого пантеона и воплощал собой все дикое и необузданное в человеческой природе. Религиозный экстаз и жажда размножения – все это проявления дионисийства. Повелитель Солнца Аполлон символизирует холодную созерцательность разума и возвышенного вдохновения. По мнению Ницше, их взаимное преодоление творит искусство, науку и историю. Вечное возвращение и противоборство двух начал делает философию Ницше созвучной с восточными учениями, а также свидетельствует о кризисе христианской культуры.
Первый отклик на идею о сверхчеловеке мы находим в «Преступлении и наказании» Достоевского. Писатель блестяще показал влияние гимнов Заратустры на мировоззрение главного героя романа Раскольникова. Именно Ницше разрешил ему взять топор и убить старушку-процентщицу. Но Достоевский показал также все ничтожество суперменов, когда они сталкиваются с неотвратимым наказанием. Парадоксальный, но вполне логичный вывод делает Федор Михайлович: ницшеанство очень часто притягивает людей слабых и закомплексованных, больных и мнительных.
Фридрихом Ницше зачитывалась революционная Россия, от Михаила Бакунина и Сергея Нечаева до большевистских вождей. Проповедником ницшеанства в нашем отечестве был первый пролетарский писатель Максим Горький, который даже внешностью старался походить на своего кумира – посмотрите ницшевские усы «Буревестника».
С Ницше полемизировал Владимир Соловьев, выражая сожаление, что его философия воздействует на умы русского юношества. Василий Розанов, написавший прекраснейшие строки о русском православии, пропитавшись ницшеанством, изрыгает из себя совершенно антихристианскую книгу «Люди лунного света», где он приписывает христианам всевозможные пороки.
Секрет его популярности – в живом стиле изложения, пронизанном блестящими афоризмами. Его читают по велению души, а не по профессиональной обязанности, как это происходит с Кантом или Шеллингом. Трудно себе представить солдата вермахта, который бы в перерыве между боями перелистывал томик Гегеля. Любовь к нему Гитлера и Муссолини добавила Ницше мрачного величия. Его тайком почитывают многие бизнесмены и политики, ища вдохновения для смелых решений. В современном мире произведения Фридриха Ницше помогают преодолеть страх перед смертью, мешающий наслаждаться жизнью в полной мере.
Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо.
Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.
Женщина лучше мужчины понимает детей, но мужчина больше ребенок, чем женщина.
Если вы решили действовать, закройте двери для сомнений.