Сын врача, который хотел стать юристом, а стал одним из главных писателей Франции XIX века. Гюстав Флобер был скандальным автором, хотя сам к этому никогда не стремился, просто его романы поднимали со дна французского общества слишком много того, о чём преимущественно молчали.
Гюстав Флобер родился в семье мелкого буржуа. Его отец работал в клинике Руана хирургом, а мать была дочерью врача. У Флобера также были старший брат и младшая сестра. Но, несмотря на это, Гюстав рос в одиночестве, чаще всего проводя время в запертой квартире, либо в больнице возле отца.
Поскольку отец кроме профессии врача была также и богатым землевладельцем, то одиннадцатилетнего Гюстава послали учиться сперва в Королевский колледж, а затем и в лицей Руана. В лицее он познакомился с Эрнестом Шевалье, вместе в которым они решили создать в стенах учебного заведения собственный журнал «Искусство и прогресс». Так 13-летный Гюстав стал одним из редакторов рукописного издания, а через некоторое время начал писать туда свои тексты.
В 15 лет он познакомился с Элизой Шезлингер, привязанность к которой он со временем перенёс на страницы романа «Воспитание чувств», о своей первой любви он помнил до последних дней жизни.
И хотя писать Гюставу нравилось, он всё же решил связать свою жизнь с юриспруденцией, поэтому в 1840 году поступает на юридический факультет в университете Парижа. Но окончить курс не сумел — в 1843 году у него случился припадок эпилепсии. На то время болезнь считалась опасной, врачи приписали ему горячие ванны, которые, разумеется, невозможно было принимать часто, связав свою судьбу с правом. Поэтому Флобер отказался от учёбы.
Жизнь в богемном Париже ему немного наскучила, и он переехал в городок вблизи Руана, где и поселился в домике на берегу Сены. Практически ни с кем не общаясь, он много времени проводит в раздумьях, пишет «Воспитание чувств», хотя сам роман опубликуют и нескоро — лишь спустя 25 лет.
Через год он отправляется в путешествие, по советам врачей и по собственному желанию сменить обстановку. Так, в 1845 году ездит городками Италии, через год возвращается в Руан из-за смерти отца. Еще через год умирает его сестра. Поскольку отец оставил ему довольно приличное наследство, Гюстав взял на себя заботы о дочери сестры и, как это ни странно, о муже умершей.
В 1848 Флобер вернулся в Париж только для того, чтобы принять участие в Революции. Следующие четыре года он провёл в путешествиях: посетил Египет и Италию, Иерусалим и Османскую империю. Впечатление об увиденном стали частью его будущих романов.
Начиная с 1851 и следующие пять лет он работает над книгой «Госпожа Бовари». Нищета Египта и несколько несчастливых любовных историй, пережитых во время путешествия, помогли ему написать роман, о котором он сам говорил: «Господа Бовари — это я». Как и автор, его главная героиня больше мечтает, чем живёт реальной жизнью.
Роман стал прорывом. Критики заговорили о новом авторе, который приговорил романтизм как стиль в литературе. На Флобера и редактора журнала, где впервые опубликовали роман, подали в суд за «оскорбление общественной морали» — ведь в книге речь идёт об измене и самоубийстве, кроме того, роман признали первым вестником натурализма в литературе. К счастью, Флобера оправдали.
Но судебное дело негативно сказалось на его физическом и психическом здоровье. Гюстав запирается в своём доме и не хочет никого видеть. Единственным человеком, который в то время был с ним — его мать, она поселилась с сыном после смерти мужа. Она же и ухаживала за ним во время эпилептических припадков.
Несмотря на то, что Флобер очень нравился женщинам, он не решился жениться и заводить детей из-за своей болезни. Хотя многие биографы утверждают, что именно благодаря припадкам эпилепсии Флобер написал столько замечательных и важных книг. Он понимал, что припадок может случиться в любой момент и никто не знает, какой из них станет последним, поэтому работал не жалея сил.
Вскоре он совершает путешествие в Тунис, после возвращение из которого садиться за написание нового романа — «Саламбо». В 1962 году книгу публикуют.
В 1864 Ватикан официально запрещает «Госпожу Бовари», как произведение, которое развращает сердце, через несколько лет такая же судьба ждёт и «Саламбо». Хотя во Франции обе книги от этого не становятся менее популярными.
Роман и критики, и читатели приняли благосклонно, но затворнический образ жизни Флобера это не изменило. Следующая книга — написанный давным-давно роман «Воспитание чувств» — выходит в 1869 году. Хотя книгу и признавали сильной, но некоторые критики довольно резко высказались о ней. Одни говорили, что Флобер попытался совместить хладный ум и пылающее сердце, и лучше было бы написать просто две отдельные книги, другие же не понимали, почему сентиментальный от природы писатель, порицает саму сентиментальность в своей книге.
В том же году умирает близкий друг писателя — Луи Булле, ещё через три года — его мать.
Между этими двумя личными трагедиями он успел отслужить в армии в период франко-прусской войны, за что его наградили орденом Почётного легиона.
В 1972 Флобера признают банкротом. Огромную часть своего состояния он истратил, пытаясь оплатить долги мужа умершей сестры, но с годами они не уменьшались. Чтобы хоть как-то выкрутиться, Флобер продаёт имущество в Париже и Руане. Проблемы с деньгами сразу же отозвались обострением эпилепсии.
В 1877 году выходит его повесть «Простая душа» и ещё несколько сочинений.
В том же году появляются первые переводы рассказов Флобера на русский язык — этим занимался его друг писатель Иван Тургенев. Именно Тургенева он всегда был рад увидеть в своём доме в Круассе, Российский писатель же в знак дружбы посвятил Флоберу один из своих рассказов «Песнь торжествующей любви».
Следующие три года Гюстав тратит на редакцию своего последнего романа — «Бувар и Пекюше”. Но до его издания писатель не дожил.
В 1880 году в возрасте 58 лет он умер от инсульта. «Бувар и Пекюше» издали лишь через год после смерти автора.
Титулы и награды
Когда уважаешь свой талант, не станешь прибегать к средствам, которыми завоёвывают толпу
Женщины вдохновляют мужчин на великие подвиги, но не оставляют времени для их исполнения.
Нет такой глупости, которой бы не рукоплескали, и такого глупца, что не прослыл бы великим человеком, или великого человека, которого не обзывали бы кретином
Всё, что прекрасно, — нравственно.