Никогда не имел рычагов власти этот тщедушный и невыразительный человек, но он повелевал миллионами с помощью слова и личного примера. Многие из его поступков были непонятны тогда и остаются непонятыми теперь. Когда он выступал против англичан и расовой дискриминации, народ вынес его на вершину и сделал своим богом. Когда же он направил острие своей бескровной борьбы против предрассудков своей нации, его отвергли. Насильственная смерть Махатмы Ганди уже ничего не могла изменить в развитии государства, но даже своим уходом он способствовал примирению между индуистами и мусульманами. Если бы он был убит исламистом, ярость индусов полыхала бы вечно.
В начальном периоде его биографии практически нет событий, на которых хотелось бы остановиться. Он не был ни брахманом, ни кшатрием (две высшие касты Индии) – он был представителем торгово-ремесленного сословия (вайшья). Люди этой касты чрезвычайно любознательны и более других склонны к переменам. Для этого у них есть деньги и свобода от чванства. Мохандас Карамчанд Ганди был сыном премьер-министра маленького индийского государства Гуджарат, формально независимого от Великобритании. Он родился 2 октября 1969 года. Из семейных традиций он воспримет только вегетарианство, не питая особого интереса к религии. В 13 лет его женят на ровеснице по имени Кастурба, которая до конца своих дней сохранит преданность мужу, не совсем понимая смысла его экспериментов над собой и страной.
В своей автобиографии Ганди не стесняется выкладывать факты, порочащие его. Любовь к молодой жене он называет похотливой страстью, которая помешала ему присутствовать при смерти отца. Для юноши это было потрясением, которое останется с ним до конца дней. Но молодость деспотично требует развлечений. Посланный учиться в Англию, он ведет светский образ жизни, пьет, курит и даже посещает жриц любви. Похоже, быть англичанином ему нравится больше, чем индусом.
Получив юридическое образование, Ганди в 1891 году возвращается на родину. Но найти работу в Индии у него не получается, поэтому он принимает предложение мусульманского купца поехать в Южную Африку, колонию Британской империи, представлять его интересы. Здесь Ганди испытал потрясение, которое перевернуло всю его жизнь.
Одетый с иголочки торговый представитель уважаемой компании совершает деловую поездку в первом классе поезда. Подошедший кондуктор безжалостно вышвыривает сына премьер-министра из вагона, несмотря на купленный билет. Вслед за хозяином летит его багаж. Такова суровая реальность ЮАР, где людям с темной кожей запрещалось ездить в первом классе. На маленькой станции, где молодой Ганди всю ночь мерзнет без денег и багажа, рождается его желание изменить мир к лучшему. Именно в ЮАР начинается восхождение к славе.
Сатьяграха (ненасильственное сопротивление) кристаллизировалось в Махатме в результате повторного открытия Индии. Классику ведической литературы (Бхагавадгита, Упанишады и Пурану) он прочел в довольно зрелом возрасте, причем, в английском переводе. Кроме того, большое влияние на его мировоззрение оказали философские труды Л.Н. Толстого. Таким образом, основатель современного индийского государства был тем человеком, который ушел, вернулся и преуспел в родной культуре. Титул «Махатма» (Великая душа) Мохандас Карамчанд Ганди получил от знаменитого индийского поэта Рабиндраната Тагора в знак уважения. Фамилия Ганди переводится как «зеленщик, торговец зеленью».
Слава о благородном индусе, защищающем права соотечественников, достигла Индии раньше, чем сам Махатма Ганди. Сам он прибывает на родину в 1915 году, чтобы еще год путешествовать по стране в вагоне третьего класса. Его поразило невежество народных масс, грязь в туалетах и на улицах. Ганди считает, что причиной тому – колониальная власть англичан, которую не заботит уровень жизни подвластного населения.
Юридическое образование и личное обаяние продвинули Махатму на первые роли в Индийском национальном конгрессе, который он возглавлял с 1921 по 1934 год. Большинство руководителей не приняли ненасильственных методов Ганди. Кроме того, он решительно выступил против кастовой дискриминации индийского общества. Освященная тысячелетней традицией, эта система глубоко проникла в индийский социум и была основой духовной жизни. Всю жизнь Ганди боролся с позорным предрассудком своей нации, но так и не смог его преодолеть. До сих пор Индия с трудом расстается с жесткими социальными перегородками, отказываясь приравнивать неприкасаемых к брахманам.
Англичане поддерживали, и умело пользовались кастовой системой, видя в ней эффективный метод управления страной. Именно поэтому горстке колонизаторов так долго удавалось держать в порабощении многомиллионный индийский народ. Индийский национальный конгресс, который боролся за независимость, состоял исключительно из представителей высших каст и не имел поддержки у низших слоев населения. Не могло быть и речи, чтобы брахман о чем-то договорился с шудрой (низшая каста, состоящая из слуг и наемных рабочих), и уж тем более с неприкасаемым. А ведь они составляли основную массу населения страны.
Ганди организовывает ашрам (индуистскую религиозную общину), где возрождает кустарные ремесла, и где нет кастовых различий. Слава о новом святом быстро разносится по Индии. Он путешествует по стране в вагонах третьего класса и проводит голодовки в защиту прав обездоленных. По единому его слову миллионы поднимаются на забастовки и демонстрации. Ганди сажают в тюрьму как вдохновителя беспорядков. Казалось, звезда его закатилась. Но поработители сами дают ему повод напомнить о себе. После того, как англичане объявляют о создании комиссии по решению судьбы Индии, в которой нет ни одного индуса, это вызывает всеобщий протест. Ганди объявляет соляной поход. Вместе со своими сторонниками он пешком отправляется к побережью Аравийского моря, чтобы выпаривать соль. Это был протест против монополии англичан на выработку соли. Тысячи индусов отправляются за решетку, и Ганди – один из них.
Он не был мечтателем и идеалистом. Его сатьяграха предполагала ненасильственные, но очень действенные меры воздействия:
Главное, что он понял: сторонник ненасильственных методов имеет моральное превосходство над противником, которое в то время уже невозможно было скрыть. За пределами Индии Махатма Ганди имеет большую поддержку, чем у себя на родине. Такое «ненасилие» игнорировать уже невозможно.
Англичане постепенно уступают свои позиции, а после Второй мировой войны иметь колонии становится неприличным. Ганди приглашают в Англию, где с ним пожелал встретиться сам король. Одежда Махатмы всегда была неизменной – кусок домотканого полотна кхади, обернутый вокруг тщедушного тела. В таком виде он явился к королю. У входа в приемный зал его попытался остановить придворный, чтобы накинуть на него плащ. «Не сомневаюсь, на короле хватит одежды на нас двоих», – ответил Ганди. На обратном пути его очень просили заехать в фашистскую Италию, чтобы встретиться с Муссолини. Это была уникальная встреча. Ганди вошел, посмотрел в глаза дуче, все понял и, не говоря ни слова, вышел.
Разбуженные им силы использовал Индийский национальный конгресс. В 1947 году Индии дают независимость, отделяя от нее мусульманский Пакистан. Кровавые столкновения между исламистами и индуистами неизбежны, а Ганди уже никто не слышал. Правящие круги новой Индии поддерживают и раздувают насилие. Махатма объявляет очередную голодовку, которая уже ничего не может изменить.
Поводом для убийства было удочерение им девочки из семьи неприкасаемых. Это было непростительным нарушением табу. 30 января 1949 года Махатма вышел для вечерней молитвы на лужайку перед домом. Собравшаяся толпа бурно приветствовала его. Возникшей суматохой воспользовался убийца, происходивший из касты брахманов, и трижды выстрелил в «отца народа». Махатма Ганди прошептал: «О Рама! О Рама!» и скончался на месте, поддерживаемый племянницами. Перед смертью он успел простить своего убийцу.
Махатма Ганди считается основателем современного индийского государства. Его чтят как бога, но мало что изменилось в самой стране. Консервативная Индия почти ничего не воплотила в жизнь из идей Ганди. В начале 21 века социальные перегородки еще очень высоки, а общественные туалеты похожи на исчадия ада. Отношения с Пакистаном по-прежнему напряженные. Индия остается страной диких контрастов, где миллионы неприкасаемых не имеют крыши над головой и даже не знают, в каком мире они живут. Молодые брахманы едут учиться в ЕС и США и становятся высококлассными программистами у себя на родине и за рубежом. Однако все они помнят о Махатме Ганди, а значит, помнят о его мечтах, которые когда-нибудь станут реальностью.
Духовные отношения гораздо ценнее физических. Физические отношения без духовных то же, что тело без души.
Воспитание детей начинается с зачатия. На ребёнке отражается физическое и духовное состояние родителей в момент зачатия. Затем в период беременности ребёнок находится под влиянием настроений матери, её желаний и характера, так же как и её образа жизни. После рождения ребёнок начинает подражать родителям, и в течение многих лет его развитие всецело зависит от них.
... истина тверда, как алмаз, и нежна, как цветок.