Если человека сравнивать с другими животными, то одна вещь сразу бросается в глаза. Никакой иной вид не обладает искусством и культурой и бесполезно искать эти качества среди пчел или обезьян. Искусство, как индивидуальное творчество и культура, как массовое сохранение традиций и норм общественной жизни и есть те особенности, которые характерны лишь человеку и истоки которых в высшей степени неясны — с точки зрения его чисто животного происхождения.
Отказ от непосредственного обмена символами в пользу звуковой коммуникации привел к сегодняшнему явлению размытости и многозначности многих понятий. При этом степень этой размытости и многозначности резко возрастает с увеличением отвлеченности терминов и здесь лежит происхождение «новояза». Но именно культура и искусства (представленные в виде искусств визуальных, вроде изобразительны и сценических или чисто умозрительных – вроде философских или математических) и предоставляют наибольшее количество сложных и отвлеченных понятий.
Поэтому столь многообразны смыслы, вкладываемые понятия культуры и искусства: некоторые считают их близкородственными, тогда как иные объясняют их полную несхожесть. Несовпадение этих точек зрения продиктовано, на наш взгляд, тем, что понятия эти относятся к различным сторонам человеческой деятельность и описывают различные ее функции. Поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что, с нашей точки зрения, эти явления невозможно сравнивать, поскольку культура есть ни что иное, как коллективная мораль и относится к человеческому обществу в целом, тогда как искусство есть строго индивидуальный, личностный акт.
При этом нельзя говорить о связанности этих процессов, поскольку есть много примеров обществ с достаточно низкой культурой, отмеченных высокохудожественными произведениями искусства, равно как и наоборот. Уместнее говорить об обратной корреляции уровня культуры общества с уровнем его пассионарности, однако это не тема данного обзора. И чрезвычайно важной деталью в исследовании понятий искусства и культуры является наличие третьего компонента, называемого публикой, и без которого невозможно представить себе существование первых двух.
Однако, исследование этих, схожих лишь на первый взгляд, понятий, неизбежно приводит не только к выводу об их несравнимости, но и различной их природе, поясняя культуру, как явление общественное, а искусство – как явление личностное. Со всеми вытекающими из этого последствиями для личности и общества, и с наглядными примерами работ выдающегося русско-израильского художника концептуального символизма Евгения Гегузина / Evgeny Gegouzin.
Дополнительная информация на сайте www.newlineart.com