Самый влиятельный фламандский представитель европейского чувственного барокко. Несмотря на то что, он прославился за счет своих полотен с мифическими темами, он вдобавок исполнял великолепные пейзажи и портреты.
В июне 1577 года в семье адвоката Яна Рубенса родился будущий великий художник Питер Пауль Рубенс. Его отец был яростным сторонником Реформации из-за чего был записан в черный список городского совета и у него не оставалось выбора кроме как покинуть страну. После долгих скитаний и любовных приключений Ян Рубенс был изгнан в Зиген где и был рожден художник. Первые годы своей жизни мальчик провел в Зигене через несколько лет им пришлось переехать в Кёльн.
К десяти годам мальчик потерял отца, и его мать решила вернутся на родину в Антверпен. Для этого она должна была возвратиться в католичество. В 1588 году мальчик вместе со своим братом был отдан в латинское учебное заведение для получения юридического образования. Мальчик был очень старателен и с малых лет интересовался живописью. Его первыми наставниками стали его дальние родственники, которые занимались рисованием. После окончания обучения Рубенс получает степень доктора по гражданскому праву и начинает работу под началом графини де Лялен.
Попав во двор к графине, он знакомится с живописцем Отто ван Вееном. Будучи человеком многогранным и эксцентричным Отто повлиял на мировоззрения юного Питера. Обладая страстью к изучению истории и мифологии древнего мира, он изучал искусство Возрождения. Эта любовь передалась, и его ученику который словно губка впитывал наставления учителя. Кроме живописи наставник юноши был философом и написал не один том пояснений о тонкостях живописи. Он создавал иллюстрации к книгам Горация и гравюры к различным книжным сюжетам. Любовь ко всем этим сферам творчества передалась и юному художнику.
Питер проводил много своего времени за прочтением книг что поспособствовало развитию знаний об античной истории и философии. Закончив обучение, которое длилось четыре года Рубенс стал независимо работающим художником в союз Святого Луки. Проведя в ордене два года, он решил усовершенствовать свою виртуозность и отправился в Италию.
Италия в это время была центром развития искусства и могла показать юным рисовальщикам полотна великих мастеров Ренессанса и античности. Изучение и перерисовка шедевров помогла сформироваться стилю живописца и повлияла на его образы. Все это время он оставался при дворе у Винченцо Гонзаги которому служил пока обучался рисованию в Италии.
Винченцо Гонзага был человеком культурно развитым и всячески способствовал развитию искусства при своем дворе. Он был очень образован и ценил как музыку, так и изобразительное искусство. Личное знакомство с Галилео Галилеем, Торквато Тассо, Джамбатиста Гварини, Клаудио Монтеверди позволяло ему собрать коллекцию различных гениальных произведений. Такое количество исторически утвердившихся произведений искусства позволили Питеру увидеть работы Тициана, Веронезе, Корреджо. Выполняя задания, поставленные герцогом, художник не раз копировал работы, которые хранились в его личных архивах. Отправляясь в небольшие командировки по всей Италии, он собрал целую коллекцию зарисовок и незаконченных работ.
Имея юридическое образование, он часто был послом от герцога и решал деликатные политические вопросы с царем Филипом III и премьер-министром оба представителя власти оказались ценителями искусства. Пауль создал конный портрет премьер-министра, на этом полотне можно увидеть влияние работ Тициана. Хорошие манеры, талант, и образованность создали хорошее впечатление о художнике у герцога Винченцо. Рисовальщику предложили курировать галерею картин на время его пребывания в Мантуе. Он заполнил галерею новыми портретами придворных дам, но портрет по сути своей был узок в рамках творчества. Одинаковые позы, одежды, выражения лиц и волны драпировок, очень быстро это начали надоедать художнику.
Не желая больше заниматься таким расточительством для своего таланта, он подал прошение посланнику короля. В прошении он в красках описал свое отношение к такому неблагодарному делу как написание портретов. Он достаточно ярко показал желание направить свой талант на более масштабное поле событий, и возможность раскрыться в полной мере. Несмотря на прохладное отношение к портретистке, живописец старался сделать уникальной каждую свою работу и вывел свои полотна на новый уровень. Во время работы придворным портретистом он так же написал несколько изображений с религиозной и мистической тематикой. Работы были так успешны что в скором времени с ним связались иезуиты и подали прошение на написания картины «Обрезание» для собора в Генуе. Если взглянуть на его проекты, то можно заметить, что он зарисовал практически все известные полотна эпохи Возрождения.
В 1605 году брат художника пригласил его в Рим для изучения античных реликвий и предметов древнего творчества. После нескольких лет работы в Риме его призвали в Ривьеру для написания портретов местной аристократии. Здесь он знакомится с личным казначеем, папского двора, который помогает ему заполучить крупный заказ. Алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для божьего храма в Фемо были отдушиной после долгой череды портретов и прервали его отношения с двором в Мантуе. Осенью 1608 года его брат прислал ему весточку об обострении болезни их матери, но художник не успел увидеть ее перед смертью она скончалась практически перед его прибытием.
По возвращению в Антверпен он осознал свою известность и купил себе большую мастерскую, которую наполнил различными произведениями искусства. Десятки полотен и статуй заполняли комнаты и коридоры комнат в которых он и его ученики работали. Его давние клиенты орден иезуитов сделали ему заказ на украшение плафона в храме св. Карла Борромея. Объём работы был огромен, и он привлек к работе своих подопечных особого успеха добился Антонис ван Дейк который так же помог и в создании алтарного изображения «Водружение креста».
В 1609 Питер заключил брак с Изабеллой Брант которая родила художнику трое детей. Известность Рубенса росла, и он был популярнее многих своих предшественников за исключением только может быть Тициана. Его картины посвященные религии или мистике переливались яркой гаммой красок и плавностью переходов. Теперь если ему и заказывали портреты, то он поручал их своим ученикам не же лая возвращаться к прошлому придворного портретиста. Он делал эскизы, которые утверждал заказчик и прикладывал кисть лишь тогда, когда его подопечные не справлялись с поставленной задачей.
В 1621 году его пригласили в Париж для работы над серией картин о жизни королевы Марии Медичи. Им было нарисовано около 25 полотен которые включали в себя портреты и бытовые сцены царствующей особы. В 1622 году он отправляется в Мадрид где у него выпадает возможность увидеть самое большое собрание картин Тициана, которым он восхищался. Во время посещения Лондона с дипломатическими целями он покрыл росписями потолок банкетного зала в Уайтхолльском замке. За время отсутствия художника дома его жена скончалась, и вдовец женился повторно на юной Елене Фурман. Девушка стала музой Рубенса, и он изображал ее довольно часто в последние годы жизни.
Приобретя новое поместье с красивыми видами, живописец начинает упорно трудится над созданием пейзажей что было не свойственно его творчеству. Загородная жизнь показывает в его полотнах жизнь простых крестьян, природу, праздники и бытовые моменты жизни людей того времени. Здоровье рисовальщика с каждым днем становится все хуже, занятие рисованием приносит боль из-за развывшейся подагры. В 1640 году гениальный живописец скончался в своем поместье.
Если бы не опасность повредить себе в будущем, я предпочел бы не раздавать моих произведений людям недостойным.
Мой талант таков, что, как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества.
Для одних художников рисовать античные статуи весьма полезно, для других же настолько опасно, что может вести к гибели их искусства.
Дела общественные идут здесь самым тихим шагом, это не столько война, сколько отсутствие мира, или, вернее, неудобства войны без преимуществ мира.