«Человек, который опережал своё время», — так можно сказать о Декарте. Его научные открытие были столько великими, что их не всегда могли понять и принять, он рисковал собственной жизнью, чтобы развивать науку, вступал в диспуты с церковью, чтобы доказать свою правоту.
Рене Декарт родился в семье обедневших дворян. Он был третьим сыном в семье судьи. Мать Рене умерла через несколько месяцев после его рождения, так и не оправившись от сложных родов. Сам мальчик тоже был очень болезненным на вид, что всё время побуждало окружающих переживать за его здоровье и жизнь.
Отец Рене работал в соседнем городе Ренн и дома появлялся нечасто, поэтому воспитание мальчика на себя всецело взяла его бабушка, мама матери.
Но получить дома соответствующие знания Рене не мог, поэтому его отправили в Ла Феш — иезуитский колледж. Там Декарт познакомился с будущим известным математиком Мерсенном. Но учёба в колледже Декарту не нравилась: образование, в котором уклон делали на религию, отталкивало его от науки, поэтому Рене придумал свой собственный метод изучение — дедуктивный, когда знания получаешь на основание собственноручно проделанных опытов.
В 17 лет Декарт закончил начальную школу и поступил на юридический в университет Пуатье, после переехал в Париж.
Во французской столице Декарт ведёт весьма разнообразную жизнь: то он месяцами не вылезет из-за игральных столов вместе с «золотой молодёжью», то погружается в изучение трактатов. Потом и вовсе записывается в солдаты и попадает на военные действия сначала в Голландию, потом в Германию.
После многих годов на войне и за изучением различных философских рукописей, Декарт опять возвращается в Париж. Но там становится гоним иезуитами — его обвиняют в ереси. Поэтому Рене приходится переехать — в 1925 году он переселяется в Голландию.
В этой стране более ценят чужую приватность, поэтому работать над своими трактатами Декарту становится полегче.
Сперва он продолжает работу над своим трактатом «О Божестве», но процесс останавливается — Рене теряет интерес к собственной работе, начинает вновь интересоваться естественными науками. Вскоре его увлекает уже иная тема: в 1929 году в Риме наблюдался интересный феномен — возникновение пяти копий солнца вокруг светила. Это явление назвали паргелиями, и Декарт взялся искать ему объяснение.
У Рене опять возрождается интерес к оптике, он начинает работать над вопросом возникновения радуги и допускает, что паргелии появляются тем же путём — из-за преломления солнечных лучей.
После его интерес к оптике опять ослабевает и он переключается на астрономию, после неё на медицину.
Декарт не из тех философов, которые хотят просто писать длинные трактаты, он ищет практическую пользу для человечества. Он хочет найти ключ к познанию самого естества человека, чтобы можно было помочь и поддержать в трудную минуту каждого, направить в нужную сторону.
Поэтому он бросается в изучение анатомии, и не по атласам, а самостоятельно препарируя животных. На химию и медицину он возлагает огромные надежды. Там, где не может помочь слово — должны выручить именно они, считает Декарт.
В 1633 году Рене ждал неприятный «сюрприз». Он как раз закончил свою работу над трактатом «О мире», но хотел свериться с рукописью Галилея. Для этого попросил друзей прислать ему «Диалоги о системах мира». К его величайшему удивлению друзья ответили, что инквизиция сожгла работы Галилея, а сам автор должен был отказаться от своих идей, покаяться и впредь годами читать псалмы как покаяние. Эта история испугала Декарта, он даже подумывал сжечь свои рукописи, чтобы доля Галилея не постигла и его.
В 1637 году Декарт всё-таки решился частично издать свой труд «О мире». Таким образом читатели увидели «О метеорах» и «О свете», последняя книга была посвящена диоптрике. Он также заново написал книгу о геометрии, назвав её «Рассуждение о методе». Как говорят биографы, писал он её специально очень запутанно — чтобы критики не смогли заявить, что обо всём этом было известно давным-давно. Чтобы ещё больше усложнить жизнь соперникам, Декарт убрал из работы аналитическую часть — оставил лишь построение.
В 1644 году Рене Декарт наконец осмелился издать свой трактат «О мире». Он стал лишь частью его работы «Начала философии». Чтобы церковь не имела огромных претензий к его работам, Декарт в своих трудах всё сводит к существованию бога. Но инквизицию провести всё равно не удалось: они увидели материалистические мысли в суждениях философа
В «Начале философии» Декарт говорит о бескрайности Вселенной. Поднимает вопрос инерции и её зависимости от первоначальной скорости движения объекта и о принципе сохранения скорости объекта.
После выхода этой книги Декарта официально признают главой собственной философской школы, и этот факт его и радует, и пугает. Его очень беспокоит: все ли разделяют его взгляды. Он начинает переговоры с иезуитами, старается переманить их на свою сторону — чтобы в школах ученикам преподавали основы его трудов, ведь они не противоречат их религиозным взглядам.
В 1645 году, устав от вечных споров с церковниками, Декарт переезжает в Эгмонте и снова начинает эксперименты с медициной и анатомией.
В 1648 году французское правительство назначает ему пенсию — как учёному на его исследования.
Отношения с церковью на тот момент уже полностью разладились, да и сам французский король специальным указом запретил издавать его философские труды.
В 1649 году он переезжает в Стокгольм по приглашению шведской королевы Кристины. Она пообещала ему всячески содействовать в его работах. Но на деле начала немолодого и весьма болезненного учёного перекраивать на свой лад. В результате в одной из поездок Декарт простудился и получил воспаление лёгких.
Через девять дней болезни Рене Декарт умер. Через 17 лет после его кончины, останки Декарта перевезли в Париж и похоронили в часовне Сен-Жермен-де-Пре.
Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий.
Определяйте значение слов... и вы избавите свет от половины его заблуждений
Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.
Надменность — всегда порок, хотя бы уже потому, что у надменных людей нет никаких серьезных оснований уважать себя.
Автор:Рене Декарт