Будущий великий художник родился в Красноярске, в семье с богатой казачьей историей. Миром акварели мальчик увлекся в очень раннем возрасте. Это проявлялось в небольших цветовых набросках и пятнах. Когда ему исполнилось восемь лет, его родители перебрались в Сухой Бузим, где Суриков учился два года в приходской школе. С 1858 года началось его обучение в уездном училище. Через год после поступления в училище произошла огромная трагедия, умер отец Василия. Будучи не в состоянии прокормить семью, мать художника вернулась в родной Красноярск, где им первое время помогали родственники. Но денег все еще не хватало и им пришлось сдать второй этаж своего дома.
Самой ранней осмысленной картиной Сурикова стала акварель «Плоты на Енисее» написанная в 1862 году. После окончания обучения в училище юноше пришлось забросить учебу на некоторое время и работать писцом. Несмотря на тяжелые времена, Суриков не забрасывает свое увлечение рисованием и его талант замечают. П. И. Кузнецов увидев талант юного дарования согласился оплатить его учебу в Академии искусств. Однако поступить в столь престижное заведение с первого раза у него не получилось. Первый год после провала он посещал уроки в Санкт-Петербургской рисовальной школе. Лишь в 1869 году ему удалось стать воспитанником Академии у наставника П. П. Чистякова. Во время учебы он был просто одержим тем что бы выучить как можно больше и рисовал сутками напролет. Его основной страстью стала композиция, которая была основополагающей частью всех его работ. Одной из первых больших и значимых для его будущего работ стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Ее приобрел Кузнецов что стало первой успешно проданной творческой работой художника.
Вплоть до 1874 года рисовальщика награждали серебряными медалями и небольшими премиями за успехи в рисовании. Однако в 1874 году его удостоили золотой медали за полотно «Милосердный самаритянин» в этом же году он завершил свое обучение в Академии. После окончания обучения первым большим заказом для рисовальщика стал заказ на исполнение фресок в соборе Христа Спасителя. Для этого он перебрался в Москву, а после в 1877 году сменил место работы на Петербург.
В 1878 году Суриков заключил брак с Елизаветой Августовной Шаре, которая родила ему двух дочерей. Помимо таланта к рисунку у Сурикова был отличный навык игры на гитаре и пианино что повлияло на знакомство с Пелецким. Суриков не был большим поклонником одиночного портрета хоть и использовал зарисовки как основу для своих работ. Пелецкий стал исключением, художник, сделал его исключением из правил и изобразил несколько его портретов.
Первым большим полотном, которое создал художник, стало «Утро стрелецкой казни», работу над этим шедевром он начал в 1878 году. К написанию этой картины художник подошел фундаментально. Он изучал исторические данные и письма людей, которые пережили это историческое событие. Это полотно стало первым историческим изображением в галерее Третьякова. Каждый из персонажей, изображенных на полотнах Сурикова детально проработан до самых мелких и казалось незначительных деталей вроде родинок и родимых пятен. Многие из его персонажей были написаны по зарисовкам, реальных людей которым художник мог подбирать годами. Параллельно с созданием «Утро стрелецкой казни» художник делал зарисовки к будущему шедевру «Боярыня Морозова». Однако затруднения в создании полотна возникли, когда художник не мог найти первообраз для основного персонажа, боярыни. После продажи больших и успешных полотен рисовальщик вместе со своей семьей отправился в путешествие по Европе. Они посетили множество городов и остановились в Париже на несколько месяцев, потому что жена художника влюбилась в этот город. После Парижа семейство переехало в Италию где Суриков черпал вдохновение изучая полотна разных известных мастеров.
В 1888 году художник пережил еще одну утрату дорогого ему человека, его жена скончалась. Это событие очень сильно подкосило физическое и психологическое состояние здоровья художника. Он замкнулся в себе и долгое время не общался с родными, что привело к тому, что воспитанием его дочерей занялась сестра его покойной жены. Первым полотном после выхода из депрессии стало «Взятие снежного городка», идею для сюжета картины подал младший брат художника Александр. Все персонажи, которых он изобразил на полотне были жителями деревеньки Базаиха. После этого художник отправляется в Сибирь в поисках вдохновения, здесь он создал «Покорение Сибири Ермаком». Это полотно смело можно назвать величайшим творением его кисти. Ему удалось передать воинственный дух, который царит на поле битвы, при этом на его полотне не изображено ни одного павшего воина и ни одно лицо не искажено болью от потери или кровью от полученных ран. Как и во всех работах, которые были созданы его кистью до этого, каждый персонаж имел свой реальный прототип, который проживал в то время.
Вернувшись домой рисовальщик начал работу над давно задуманным проектом «Переход Суворова через Альпы». Как обычно, художник подошел к написанию с технической стороны и досконально изучил исторические заметки и планы битвы. Он даже посетил Швейцарию для создания ряда зарисовок которые использовал в последствии. Работа над этим произведением заняла у Сурикова два года и настолько поразила высшие слои общества что ее приобрел сам император России. В последние годы жизни художника он полностью отдался пейзажной тематике. Он пишет множество видов Красноярска, и даже отправляется с Кончаловым в Испанию видимо это путешествие подкосило здоровье Сурикова. У него начинаются проблемы с сердцем, и он посещает оздоровительный курорт в Крыму. В 1916 году он умирает от недостатка кислорода в сердце.
И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина.
То, что вы называете у себя лесом, так это зубные щетки, не больше, а вот как поедешь, бывало, в Сибири по дороге среди леса, так это действительно настоящая лесная симфония. Только над вами светлое небо, а с боков зеленая тьма! А лошадь ногами-то, ногами ступает по колено в ямки, пробитые раньше другими лошадьми. Упадет поперек дороги дерево -- едва перелезешь через него с лошадью.
Тут, в Петербурге живут одни чиновники, бюрократы. Живых людей и живого дела нет. Дело делают другие люди, и эти только бумажки пишут. Вот и в Академии: соберутся и начнут говорить и говорить без конца, а потом еще заговорят "по существу", как будто раньше разговор шел без всякого существа. А в искусстве делает, как раз тот, кто ничего и не говорит-то.
А то раз ворону на снегу увидел. Сидит ворона на снегу и крыло одно выставила, чёрным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал.