Бенедикт Спиноза - биография

Бенедикт Спиноза

Краткая информация

Имя: Бенедикт Спиноза
Дата рождения: 24-11-1632
Дата смерти: 21-02-1677
Место рождения: Амстердам, Нидерланды
Деятельность: философ
Рубрики:
Биография Мнение

С портрета на нас смотрит мечтательный юноша с восточными чертами  лица. Его аскетизму позавидовал бы любой монах, а начитанности в священных книгах – ученый раввин. Барух-Бенедикт Спиноза принадлежал иудаизму и христианству, однако и те и другие отвергли его, не приняв революционности идей. Пытаясь дать вселенной разумное обоснование, он придумывал невероятные вещи. Направление его мысли не получило развития, однако философию Нового времени невозможно представить без оригинальных конструктов Бенедикта Спинозы.

Беженцы из Португалии

Новое время для евреев-сефардов началось с усиления деятельности инквизиции. Движение Реформации вызвало ответную реакцию католической церкви, которая принялась подчищать еретиков без всякого разбора. В отличие от внутри-христианских ересей, иудеи еще с римских времен пользовались свободой вероисповедания. Однако теперь все изменилось. Семья Спинозы бежит от инквизиции из Португалии в веротерпимую Голландию. Здесь родился Барух 24 ноября 1632 года четвертым ребенком от второго брака. Мальчик рано потерял мать, умершую в 1638 году от туберкулеза.

Отец Михаэль позаботился дать сыну приличное еврейское образование. В религиозной школе «Эц Хаим» Барух изучает не только иврит, Тору и Талмуд, но и знакомится с каббалистической мудростью. Как губка впитал живой ум мальчика лучшие идеи средневековой схоластики. Ему недостаточно читать и говорить на нидерландском, испанском и португальском языках. Изучив иврит, Барух осваивает латынь, итальянский и французский.

Бенедикт Спиноза

Помимо Маймонида, юноша знакомится с трудами Хасдая Крескаса и Авраама ибн Эзры, Авраама Когена Эрреры и Иегуды Абарбанеля, Аверроэса, Авиценны и аль-Фараби. Весь этот «самиздат» противоречил догмам католичества и иудаизма, но образованные люди читали для расширения кругозора и такую литературу. Не было и речи, чтобы проповедовать взгляды Хасдая Крескаса, который утверждал, что материя вечна, а творение было необходимо только для упорядочения этой материи. Следует напомнить, что по представлениям христиан и евреев Бог сотворил мир из пустоты.

Период безмятежной юности закончился в 1654 году, когда умер Михаэль Спиноза. Он завещал все деньги сыну Баруху. Эти монеты дали бы юноше независимость и возможность предаться наукам, но сводная сестра Ребекка подала иск, претендуя на часть наследства. Молодой Спиноза нанял лучших адвокатов и оспорил иск, после чего сообщил сестре, что она может забрать все себе, за исключением кровати с балдахином, которая нравилась ему самому. Со времен Сократа нищета лишь украшает философа, и Барух решил повторить жизненный путь великого мудреца. Любимую кровать пришлось разместить в жилище бывшего иезуита Афиниуса ван ден Энде.

Отлучение от веры предков

Еще до переезда в дом ван ден Энде Спинозу отлучают от иудейской общины Амстердама. Напуганные раввины дали понять церковному, то есть, католическому, начальству, что не имеют ничего общего со своим единоплеменником, посмевшим критиковать Библию, которая была общей святыней для иудеев и христиан. Не имея возможности сжечь еретика, как поступила инквизиция с Джордано Бруно, вожди еврейской диаспоры совершили замечательный ритуал отлучения, в котором Барух Спиноза даже не участвовал.

В июле 1656 года в синагоге протрубили в рог, погасили одну за другой свечи, после чего произнесли древнее проклятие: «По произволению ангелов и по приговору святых мы отлучаем, отделяем и придаем осуждению и проклятию Баруха. Да будет он проклят и днем и ночью. Да будет проклят, когда ложится и встает, да будет проклят и при выходе и при входе. Да сотрет Адонай имя его под небом и да предаст его злу, отделив от всех колен Израилевых, со всеми небесными проклятиями, написанными в книге законов. Никто не должен говорить с ним ни устно, ни письменно, ни оказывать ему какие-либо услуги и проживать с ним под одной       крышей, и стоять от него ближе, чем на четыре локтя, ни читать ничего, им составленного или написанного».

Многое из того, что написал этот оригинальный философ, пока не находит подтверждения в научном мире, однако такая «рекомендация» не позволяет нам забыть о нем до сих пор. Изгнанный из иудаизма и освобожденный от беремени отцовского наследства, Барух берет себе новое имя – Бенедикт, которое так же, как и прежнее имя, означает «благословенный». С этим именем он и вошел в историю философии.

Amor dei intellectualis

В усадьбе ван ден Энде располагалась частная школа, где Спиноза работал преподавателем, одновременно совершенствуя свои знания в древних языках и математике. Бывший иезуит, поэт и драматург Афиниус ван ден Энде знакомит Баруха с современной философией, в том числе с Декартом. Механистический принцип устройства космоса очень понравился Спинозе. Ему вообще нравилось все, что имело разумное объяснение. Читая Джордано Бруно, он проигнорировал оккультные рассуждения итальянского мыслителя, но принял идею о бесконечной пантеистической вселенной. В жаркой печи его разума геометрия и теология переплелись в изумительный по красоте узор причин и следствий, объясняющий ход событий в истории мироздания.

Европа XVII века вскипала от вольнодумства. Реформация породила множество сект, которые так любил посещать Спиноза. Он сам создает вокруг себя нечто вроде секты, где проповедует пантеизм и геометрические принципы мироздания. Даже для веротерпимой Голландии это было слишком. Раввины Амстердама доносят на отлученного соплеменника властям, требуя изгнания его из города. Спиноза перебирается в деревеньку Рейнсбург неподалеку от Лейдена, где пишет «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», «Основы философии Декарта» и «Этику». Его имя уже известно в кругах теологов и философов. Член Лондонского королевского научного общества Генри Ольденбург посещает его здесь, несмотря на предостережение коллег.

Бенедикт Спиноза

После закрытия школы ван ден Энде философ снимает дешевые комнаты в различных городах Голландии, зарабатывая шлифовкой линз. По всей видимости, это ремесло он освоил еще до учительства в частной школе. Он отказывается занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, предпочитая свободу. Доход от шлифовки и редкие издания его сочинений составляли сущие гроши, которых едва хватало на оплату жилья и скромное питание. Но Спинозу это не беспокоит. Он готов на любые жертвы ради интеллектуальной любви к Богу (amor dei intellectualis).

Поздние сочинения Спинозы написаны на латинском. Он словно стремится закрыться от простого читателя нагромождением формул и геометрических построений. Круг его знакомых все больше сужается, но среди них – Христиан Гюйгенс, Эренфрид фон Чингаус, Готфрид Лейбниц и уже упомянутый Генри Ольденбург. Робкая влюбленность в дочь Афиниуса ван ден Энде была единственной попыткой философа обрести семейное счастье. Он как будто предвидит краткость отпущенной ему жизни. Капитальный труд «Этика» Спиноза заканчивает до падения своего покровителя картезианца Яна де Витта, но опубликовать его не решается. Возможно, этот факт позволил философу умереть в своей постели, но тучи уже сгустились. После анонимно опубликованного «Теолого-политического трактата» о нем пошла слава безбожника.

Мыслящая материя Спинозы

Со времен Аристотеля сущность европейской философии составляет три темы исследования – косная материя, Бог и человек. Различные направления по-своему объясняли их взаимодействие, соотношение и свойства. Рене Декарт создал оригинальную модель мира, который живет по законам, запущенным некогда Богом. Так часовщик заводит часы, после чего уходит, предоставляя заведенный механизм самому себе. Совершенно очевиден дуализм Бога и сотворенной им вселенной. Они принадлежат к разным материальным субстанциям. Так же и человек, в котором косная материя управляется душой, или мыслящей субстанцией.

Спиноза принимает механический принцип, но не может согласиться с дуалистичностью материи Декарта. По всей видимости, она не могла объяснить всей полноты бытия, которую пытался охватить своим разумом бывший ученик еврейской школы. Его капитальный труд «Этика» включает теологические рассуждения, моральные принципы и все нагромождение законов материального мира. Познающая и непрестанно развивающаяся субстанция мира едина. Бог – уже не творец, но часть мироздания, точнее, признак (атрибут) этого мира. Таким образом, вселенная является единой, вечной и бесконечной субстанцией, имеющей атрибуты протяженности, то есть присутствия ее в пространстве и времени, и мышления.

Перед нами природа, которая изучает себя самое в различных своих проявлениях. Это саморазвитие мыслящей субстанции и есть ее божественность. Человек – часть эксперимента природы, поставленной ею над самое собой. В нем собран не только весь опыт предыдущих экспериментов, но и создан сложнейший механизм восприятия окружающей действительности. В человеке природа осмысленно познает самое себя.

Бенедикт Спиноза

Фантомный философ

Спиноза сделал все, чтобы круг его читателей был максимально узким. Его неудобочитаемые конструкции были понятны только специалистам. После его смерти Спинозу надолго забыли, неожиданно вспомнив лишь в конце XIX века. Идеей мыслящей материи заинтересовались эволюционисты и неортодоксальные физики. Мир стоял на пороге открытия релятивистского принципа и квантовой теории в физике. Волна и частица оказались различными свойствами единой материальной субстанции. Это не значит, что Спинозу стали читать больше, но его имя было у всех на слуху. Знаменитый Остап Бендер назвал трех философов в разговоре с Шурой Балагановым, и один из них – Спиноза.

В Голландии в честь Спинозы названа престижная научная премия, а в Гааге и Амстердаме поставлены ему памятники. Его творчество исследуется и комментируется; ему посвящают свои труды современные мыслители. В современной фантастической литературе его идея о мыслящей материи неожиданно нашла свое воплощение в повести Станислава Лема «Солярис». Возможно, будущие поколения научатся понимать Бенедикта Спинозу лучше, чем мы, увидев в себе мыслящий океан, самодостаточный и бесконечный.

Известные высказывания и цитаты Бенедикта Спинозы

Если Вы хотите, чтобы жизнь улыбалась Вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
Вещь не перестаёт быть истиной от того, что она не признана многими.
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Видео с Бенедиктом Спинозой

Интересное



Закрыть