Имя: Готфрид Вильгельм Лейбниц
Дата рождения: 1 июля 1646 г.,
Место рождения: Лейпциг, Германия
Дата смерти: 14 ноября 1716 г.
Деятельность: Философ

Биография Готфрид Вильгельма Лейбница

Это имя значит для Германии столько же, сколько для России имя Михаила Ломоносова. Физики, химики, геологи и математики считают его своим за весомый и конкретный вклад ученого в эти науки, но не это стало главным достижением ученого. Готфрид Вильгельм Лейбниц стал основателем и первым президентом Берлинской Академии Наук, заложив основы для будущего расцвета немецкой учености. Однако этот энциклопедически образованный человек считал себя в первую очередь философом и богословом, а все свои блестящие открытия и догадки рассматривал как некие усовершенствования на пути познания великой тайны жизни.

Детство в Саксонии

В отличие от Ломоносова Лейбниц родился в ученой семье, причем с обеих сторон, так как мать его была дочерью профессора юриспруденции. Даже если бы у мальчика вовсе не проявились таланты к учебе, ему все равно дали бы приличное образование и какую-нибудь интеллектуальную профессию. Впрочем, мальчика не пришлось заставлять. Похоже, вкус к интеллектуальной деятельности передается по наследству. Профессор морали Готфрид Лейбниц заметил способности сынишки и постарался максимально их развить. Много времени он уделял общению с ним, пересказывая ему Библию и исторические события в доступной для ребенка форме. Готфриду было семь лет, когда умер отец, и впечатления этого времени навсегда останутся в памяти великого ученого. Поражала оставленная профессором библиотека, которая открыла для Лейбница двери в мир знаний.

Готфрид читал много и жадно. Любовь к латыни приходит вместе с интересом к античной истории. Ему достались хорошие учителя, но и они страшатся раннего взросления воспитанника. Им кажется, что Готфрид читает слишком сложные книги. Мальчику удается получить доступ в библиотеку отца, где его ждут Цицерон и Квинтиллиан, Сенека и Плиний, Геродот и Ксенофонт, Платон и христианские богословы. Всех этих авторов он читал на латыни и греческом языке, которым он овладел к 12 годам. В тринадцать Лейбниц обнаруживает в себе поэтическое дарование, когда к одному из школьных праздников он сочинил  объемную поэму на латыни в античном стиле.

Из всех авторов античности он до конца своих дней сохранит любовь к Вергилию и будет помнить «Энеиду» почти наизусть. Его начитанность стала основой для размышлений о логических категориях. Его теория предикаментов весьма смутила учителей Лейбница, которые ничего в ней не поняли. Их также беспокоит интерес мальчика к трудам Лютера и других богословов. В хитросплетениях абстракций так легко потерять голову, превратившись в полоумного схоластика. Однако для жадного мозга Лейбница все эти труды – всего лишь гимнастика.

Альма-матер

В Лейпцигский университет он поступает в возрасте четырнадцати или пятнадцати лет. Систематизировать разрозненные знания ему помогает Яков Томазий, опытный педагог и начитанный человек. Из его лекций Лейбниц почерпнул много нового по истории философской мысли. В это же время происходит его знакомство с работами Кеплера и Галилея, двух выдающихся астрономов и ученых того времени. Следующей ступенью его развития стал Йенский университет, где Лейбниц изучает математику. Он жадно стремится познать все, что накопила современная ему наука. Жажда познания мира подстегивает его. Здесь вместе с самой точной из наук он постигает премудрости юриспруденции и истории. Он хочет понять законы прошлого и настоящего, изучая хроники и юридические трактаты.

В 1663 году Лейбниц получил степень бакалавра, а в следующем году – магистра философии. Предисловие к его диссертации «О принципе индивидуации» написал Яков Томазий, где он благословлял ученика на подвиги учености. В Альтдорфском университете Лейбниц получает степень доктора права, защитив диссертацию «О запутанных юридических случаях». Пораженные красноречием и логикой соискателя, коллеги просят его остаться в Альтдорфском университете, однако Лейбниц еще желает бросать якорь в лоно академической науки. Он некоторое время живет в Нюрнберге, где пытается проникнуть в тайны Ордена Розенкрейцеров.

Это была блестящая мистификация юного Готфрида Лейбница. Составив подобие ученой записки из трактатов средневековых алхимиков, он приобретает немалый авторитет среди «адептов Креста и Розы», работая какое-то время наемным алхимиком и секретарем этой организации. Трудно сказать, насколько искренно верил он сам в темную премудрость алхимии, однако блестяще использовал популярность оккультных практик. Образ адепта тайных знаний давал ему право входить в дома сиятельных вельмож и легковерных монархов.

Сильные мира сего

Из вышеизложенного явствует, что Готфрид Лейбниц был вполне практичный человек, готовый использовать свои знания для заработка. В 1667 году он поступает на службу к Манцскому курфюрсту, где занимается политической и публицистической деятельностью. Ученый использует место царедворца для изучения философии и путешествий. Так он знакомится с Гюйгенсом, который обучает его математике, а также с королем-солнцем Луи XIV. Последнего он пытается склонить к завоеванию Египта. Трудно сказать, влекло ли его любопытство к тайнам древней цивилизации или желание отвлечь французского монарха от покорения германских земель. Лейбницу всегда удавалось сочетать практицизм и влечение к темным глубинам бытия. Синтезом этих двух качеств его личности стал главный принцип его философской активности – рационально познать и объяснить то, что досталось нам от Господа Бога.

После встречи с королем Франции Лейбниц заезжает в Голландию, где знакомится с Бенедиктом Спинозой и микроскопом Левенгука. Открытие крохотных существ весьма повлияет на формирование философских воззрений ученого.

Первый энциклопедист

Разъезжая с комфортом по поручениям курфюрста Майнцского, Лейбниц не терял времени даром. Свои размышления о политике и эстетике он оформлял в сочинения, которые мы можем прочесть сегодня. В 1666 году он написал трактат «Об искусстве комбинаторики», где предложил «математизировать» логику. С этого момента математика начала проникать во все естественные науки, делаю их предельно точными. Формулу Лейбниц сделал основой познания, и в современном мире уже ни одно серьезное исследование не обходится без математического аппарата.

Стремясь охватить окружающий мир числами, он изобретает собственный арифмометр, умеющий выполнять умножение, деление, извлечение квадратных и кубических корней, а также возведение в степень. Изобретением ученого, за которое он был принят в Королевское общество Великобритании, пользовались вплоть до двадцатого века ученые и инженеры. Коллеги из Лондона познакомили его с учением Ньютона о бесконечно малых величинах и теорией бесконечных рядов. Идеи великого английского ученого произвели неизгладимое впечатление на Лейбница, который сделал их частью своего математического анализа. Принципы дифференциального и интегрального исчисления Лейбница легли в основу современной математики.

В 1667 году Готфрид Лейбниц переходит на службу к герцогу Ганноверскому, выполняя обязанности советника, историка, библиотекаря и дипломата. Эту должность он занимал до конца своих дней. Занимаясь историей рода Гвельфов-Брауншвейгов, он продолжает развивать основы математического анализа. Ученый ведет обширную переписку с коллегами, в частности, с Ньютоном, пытаясь вытащить лондонского затворника из богословских эмпирей. Похоже, сэр Исаак не придавал большого значения своим математическим открытиям, занимаясь комментированием «Откровения Иоанна Богослова» и других христианских трактатов.

Систематизатор европейской учености

Готфрид Лейбниц является основателем первого научного журнала «Acta Eruditorum», охватывавшим множество отраслей тогдашней науки. Это издание позволило ученым Европы не только обмениваться мыслями, но и читать выдержки из редких книг. Наконец, в 1700 году Лейбниц основал Берлинскую Академию Наук, ставши первым ее президентом. Тогда же он стал иностранным членом Французской Академии Наук, основанной в 1666 году.

Косвенным образом ученый повлиял на создание Петербургской Академии Наук. Петр Великий имел несколько встреч с Лейбницем, познания и организационная деятельность которого вдохновила русского царя. Таким образом, Лейбниц является одним из вдохновителей и основателей российской науки. Именно он предложил царю проект распространения научных знаний в России, подчеркнув, что уникальное географическое положение этой страны сулит невероятные открытия и возможности. Лейбниц был инициатором еще одного проекта – объединения церквей под эгидой монарха, как это произошло в Англии. Вполне возможно, что кое-что из идей великого немца царь Петр все же воплотил в своем синодальном проекте.

Философия Лейбница

Споры с Ньютоном, общественная деятельность и математические изыскания рассматривались ученым как второстепенные занятия, хотя именно эта его активность принесла максимальную пользу современной науке. Прежде всего, Лейбниц стремился создать всеохватную философскую концепцию бытия, объединяющую древние и новые знания в единой гармонии. Рациональное зерно он пытался найти у Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса и Спинозы, соединяя их идеи с открытиями в физике, астрономии, геометрии и биологии. С немецкой педантичностью он строит законченную систему, на ходу изменяя ее и внося коррективы.

В поисках истины он знакомится с конфуцианством, которое подсказало ему идеи  простой субстанции и предустановленной гармонии. Важнейшим условием своей методологии познания мира Лейбниц ставит непротиворечивость всякого возможного или мыслимого бытия. Постулируемый им закон достаточного основания должен объяснять, почему именно этот мир стал воплощенным, из множества возможных. Достаточным основанием нашего мира Лейбниц называет совершенство, источник которого он видит в Первопричине, то есть, в Боге. Единообразие законов природы, закон непрерывности, принцип тождества неразличимых и принципы всеобщего изменения и развития, простоты и полноты являются онтологической основой мира, чьи видимые проявления являются максимальным результатом при минимуме средств.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Приглядываясь к материи, которая на философском языке получила название субстанции, Лейбниц развивает систему, получившую название монадологии. Здесь он воскрешает идеи Демокрита о неделимом атоме, однако, его простые субстанции обладают неповторимостью и способны к некоторой рефлексии, то есть, к самосознанию. Однажды созданные Творцом, монады создают весь умопостигаемый мир самостоятельно. Неспособные что-либо отнять от себя или прибавить, они способны к изменению, в соответствии с внутренним принципом. Лейбниц вводит понятие перцепции (восприятия) и энтелехии, то есть, стремления. Таким образом, эти одухотворенные кирпичики выстраивают все многообразие бытия, подчиняясь механической необходимости и одновременно стремясь к свободе самовыражению.

Лейбниц завершает философию XVII века и открывает дверь в классическую немецкую философию. Его открытия и идеи повлияли не только на развитие философского дискурса, но и на становление таких наук как физика, этика, математика, логика, история, биология, лингвистика, психология. Его имя украшает название формул, теорем, университета в Ганновере, планеты и кратера на Луне. Готфрид Лейбниц стал первым гражданским лицом, которому воздвигнут памятник в Германии. В какие бы мрачные дебри не заводила немцев судьба, они всегда помнили о тех маяках духа и интеллекта, к которым следует стремиться. Одним из таких маяков является Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Известные высказывания и цитаты Готфрида Вильгельма Лейбница

Настоящее всегда чревато будущим.
Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа.
Настоящий мир — наилучший.
Я прошел бы 20 миль, чтобы выслушать моего злейшего врага, если бы мог что-либо полезного узнать у него.

Есть что добавить к этой биографии?

Оставляйте свои замечания\дополнения в комментариях. Мы с радостью их рассмотрим и если наши редакторы сочтут информацию полезной, то обязательно добавят её в основное содержимое биографии.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: