Ансельм Кентерберийский - биография

Ансельм Кентерберийский

Краткая информация

Имя: Ансельм Кентерберийский
Дата рождения: 1033 г.
Дата смерти: 21 апреля 1109 г.
Место рождения: Аоста, Италия
Деятельность: Философ
Биография Мнение

Европа X-XI веков вошла в свой подростковый период. Уже недостаточно было слепо верить в то, что досталось от античной цивилизации. Просыпающийся разум требовал обоснования положений христианской веры. Логика Аристотеля проникала под своды монастырей, которые стали центрами не только духовной, но и интеллектуальной жизни. Относительно спокойное время развития ремесел и торговли привело к росту достатка. Монахи  уже не довольствовались сохранением заветов античных предшественников, соблюдением ритуалов и ведением хозяйственной деятельности. Ученость зарождается в монастырских школах, где подрастающее поколение приобщали к латыни, трудам классиков и умению самостоятельно мыслить. В одной из таких школ преподавал раннесредневековый схоласт Ансельм Кентерберийский, который придумал первое доказательство бытия Божия. С него начинается школьное богословие в Западной Европе.

Детство и юность

Ансельм родился в итальянском городе Аоста в 1033 году. Его отец Гундульф был ломбардским нобилем, а мать была в родстве с Савойской династией, вассалом которой был город Аоста. Благородство происхождения не подразумевало богатства. Родители Ансельма блюли свою честь, выдав дочь Ричезу за рыцаря по имени Бургундиус. Известно, что он будет участником Первого крестового похода. Со смертью матери заканчивается семейная идиллия, потому что отец мальчика имел крутой нрав. Возможно, он был слишком требователен к сыну, склонному к созерцанию и спокойной жизни, а может просто садистом.

Согласно житию, Ансельма с детства посещают видения. В одном из таких видений мальчик был восхищен на небо, где беседовал с Господом. Доминус предложил ему хлеб. Впоследствии этот сон будет истолкован как указание на духовные знания. Но не только. В своих скитаниях Ансельм со своим слугой окажется на горном перевале, не имея и хлебной крошки, чтобы утолить голод. Чудесным образом в дорожной сумке Ансельма появился кусок свежего белого хлеба.

235707.p - Ансельм Кентерберийский

В пятнадцать лет Ансельм убежал из дома и пустился в странствия. Это был неординарный поступок, хотя и в духе того времени. По тогдашним дорогам ходило множество разных людей. Это были не только разбойники и купцы. Кстати, разбойником нередко мог быть какой-нибудь рыцарь, чей замок находился неподалеку. Рыцарь без смущения грабил купца, но и купец мог обобрать рыцаря до нитки, если его даме сердца приглянулась какая-то дорогая безделушка. По дорогам бродили паломники и пилигримы, богословы и школяры. Ансельм был одним из них. Странствуя от монастыря к монастырю, он искал свое призвание. Наконец, в возрасте 25 лет он нашел свою обитель Бекский монастырь в Нормандии.

Настоятелем монастыря был некий Ланфранк. С ним связано интереснейшее предание. До своего воцерковления этот умнейший человек преподавал семь свободных искусств, среди которых – логика и риторика. Но однажды он оказался в темном лесу, был ограблен, привязан к дереву и оставлен на съедение диких зверей. Тут-то Ланфранк вспомнил о Боге, которому пообещал, что в случае избавления он поступит в самый бедный монастырь и будет покорно исполнять любые послушания. Такой монастырь подвернулся ему в Нормандии. Смиренное послушничество длилось недолго. Его ученость замечена. Ланфранк становится руководителем школы, а затем и аббатом монастыря. Он замечает способного юношу Ансельма и становится его наставником.

Юридическая теория искупления

Благоговение перед законом унаследовала Западная Европа от Римской империи, а папская церковь была связующим звеном между античностью и средневековьем. Не удивительно, что католическая догматика пропитана юридической терминологией того времени. В свою очередь, Европа была пропитана католической церковью, поэтому все споры той эпохи носили религиозный характер.

Главенство над католическим миром папы римского оспаривалось императором Священной римской империи, которая впервые возродилась при Шарле Великом (Шарлемане), а потом при Оттоне I Великом, короле Саксонской династии. Папа Иоанн XII помазал Оттона Первого императором, надеясь, что тот будет верным рабом наместника апостола Петра. Однако Оттон сам претендовал на высшую сакральную власть над христианским миром, в том числе, на право назначать папу римского. Между папой и императором разгорелся конфликт, затянувшийся на столетия. К этому конфликту примыкала проблема инвеституры, то есть, право назначать епископа. Особенно рьяно в описываемый нами период право назначать епископов в своем уделе отстаивал английский король Вильгельм II Рыжий, потомок норманнского завоевателя Вильгельма I.

Ансельм Кентерберийский оказался в центре этих событий. После того, как его учитель Ланфранк отъезжает на епископство Кентерберийское в Лондон, он возглавляет Бекский монастырь, надеясь остаться здесь до конца своих дней. Нормандия (область во Франции, захваченная норманнами-викингами) и Англия после битвы при Гастингсе в 1066 году объединяются в едином политическом пространстве. Ланфранк умирает, и местное духовенство практически уламывает Ансельма возглавить осиротевшее епископство. Рыжий Вильгельм всячески сопротивляется этому, зная позицию Ансельма по вопросу и инвеституры (он поддерживал примат папы в этом вопросе) и его отношение к королевским оргиям (крайне негативное). Сам Ансельм до последнего сопротивляется назначению его епископом. Он так и не разжал руку для принятия епископского посоха, и король лишь символически коснулся его перстов.

1136967 - Ансельм Кентерберийский

В 1093 году Рыжий Король Вильгельм, находясь в тяжелой болезни и терзаясь собственной совестью, дает согласие на назначение Ансельма главным епископом Англии. Монарх выздоравливает и возвращается к прежнему образу жизни. Ансельм остается непреклонным, в том числе и в вопросе инвеституры. Не выдержав унижений и оскорблений, в 1097 году он покидает Англию, чтобы остаться в веках самым известным епископом Кентерберийским. Его богословские труды отражают полемику тех времен. Ансельм принимал участие в дебатах между восточной и западной церквями, направленных на их объединение.

Его теория об искуплении в наше время получила название юридической, хотя сам он не употреблял этого термина. Ансельм мыслил следующим образом. Падение человека в начале времен нанесло несмываемое оскорбление Богу. Первородный грех требует удовлетворения, которое человек, в силу своей незначительности перед Богом, принести не может. Бог – существо бесконечное, и только Он способен принести самому себе это удовлетворение. А поскольку Бог христиан – троичен, удовлетворение самого себя вполне возможно и логично. Итак, Бог-Сын стал человеком, жил и страдал как человек, а потом принял страшную муку на кресте. Он таким образом заплатил за первородный грех Адама и всех его потомков.

Верую, дабы уразуметь

Ансельм выражает свое отношение к разуму как к дару Божьему. Он не только приветствует включение логики в богословские размышления, но и молится о том, чтобы Господь ниспослал дар уразумения, то есть, способность рационально осмыслить божественные тайны. Школьное богословие начинается с монахов, у которых есть свободное время и вкус к умственным упражнениям. Бытие Бога не нужно доказывать верующему, а таковыми были все тогдашние люди. Ансельм сочиняет свой аргумент из любви к логике и логическим ребусам. Вряд ли этот аргумент принес практическую пользу и убедил хоть одного атеиста. Но красота логических размышлений очень понравилась монашеской братии, которой Ансельм изложил свое доказательство. Они просят его записать это доказательство.

Ансельм пытается это сделать, но не может вспомнить ход своих размышлений. Он долго просит Бога вернуть ему ясность мысли, а когда понимание аргумента возвращается, он записывает его. Но потом табличка с записанным пропадает. Ансельм вновь его записывает и передает табличку одному из братьев, но и тот ее теряет. Наконец, записанный на пергаменте, аргумент в пользу бытия Божия переписывается и рассылается по монастырям. Теперь его будет обсуждать весь мыслящий католический мир.

Восславив Господа, Ансельм начинает с библейской цитаты: «И сказал безумец в сердце своем: нет Бога». Далее ученый формулирует идею Бога так, как она нам досталась от древних греков. Бог – это совершенство, то есть, полнота во всем. Значит, Бога можно назвать пределом всего и всему. Далее Ансельм перефразирует: «Бог есть то, больше чего невозможно ничего себе представить», и это соответствует тому, что Он есть полнота и предел. Далее он сравнивает вещь, которая только у нас в уме, и вещь, которая у нас в уме и которая существует в реальности.

Вывод прост: вещь, которая у нас в уме и которая объективно существует, больше той, о которой мы только думаем. Говоря, что Бога нет, безумец отрицает идею Бога, то есть того, больше чего нельзя себе помыслить. Но он противоречит самому себе, поскольку он отрицает не самое большое понятие Бога, поскольку Бог может иметь большее значение, то есть, то, что в голове и то, что может существовать в действительности.

Отец схоластики

Эти игры разума, приведенные выше, не производят на нас никакого впечатления. Но для человека раннего средневековья это были жемчужины мысли, упражнявшие мозг и учившие логическому мышлению. Умение выводить одно суждение из другого, находить причину и следствие, не сбиваться на второстепенные суждения легло в основу зарождавшейся науки. С этим доказательством работали философы последующих веков, оттачивая на нем свой ум. Схоластика научила Западную Европу мыслить рационально, уметь обосновывать свое мнение и вообще с уважением относиться к своему интеллекту. Некоторые темы для диспутов кажутся смехотворными, например, «Сколько бесов поместится на кончике иглы», но не здесь ли берет начало принцип дифференциального исчисления?

В 1107 году Ансельм вернулся в Англию, так и не изменив своим принципам. Через два года он умер, а в 1494 году был причислен к лику святых католической церкви папой Александром VI. День его памяти (21 апреля) празднуется в англиканской, католической и лютеранской церквях.

Интересное



Закрыть