Известнейший советский деятель кино, полюбившийся многим своей искренностью и невероятной актерской игрой, родился в небольшом селе Знаменка, но большую часть детства и юношества провел в промышленном городе Краматорске, расположенном неподалеку его родного села – сюда его отец Федор Иванович был направлен на один из металлургических заводов. Мать актера — Зинаида Панкратовна – мастерски совмещала работу на советском производстве с воспитанием сына.
Сложно поверить, но в детстве веселый и активный Леня мечтал не о съемочных площадках и актерских подмостках, а о небе и облаках – Быков твердо был намерен стать летчиком. Однако судьба распорядилась иначе – ни одна из двух попыток поступить в летное училище не увенчалась успехом. В первой школе в Барнауле, где семья находилась в эвакуации во время Второй мировой войны, его не взяли из-за слишком маленького роста, а во втором учебном заведении в Ленинграде, куда он все таки поступил, он проучился совсем недолго – по окончанию войны школа была расформирована.
Однако было у Лени еще одно пристрастие – сцена. Находясь еще в Краматорске, до вынужденного переезда в Барнаул, он неоднократно участвовал в постановках в местном дворце культуры. Но и здесь не все юноше давалось так просто. Подав документы в столичный театральный ВУЗ, по окончанию школы, он, к сожалению, не смог «осилить» вступительные экзамены. Парень, немного поразмыслив, решил не отчаиваться и оправился в Харьков, где его ждала еще одна вступительная кампания, на этот раз удачная. Так, став студентом Харьковского ВУЗа, он параллельно начал свою актерскую деятельность. Первым местом, где Быков оттачивал талант, стал Харьковский государственный академический украинский театр имени Т. Г. Шевченко. Театр остался в жизни актера даже после окончания университета, более того, он вошел в состав основной труппы. Здесь он проработал до 1960 года.
Еще будучи актером театра, в 1952 году Быков впервые попробовал свои силы в кино, а уже в 53-ем советский зритель увидел впервые трогательную драму «Судьба Марины» про жизнь в обычном украинском селе. Несмотря на то, что его роль была эпизодической, дебют оказался более чем удачный – его отметили не только зрители, но и нужные люди в киноиндустрии, а предложения на съемки в фильмах Быков получал теперь одно за другим. Каждый год как минимум одна картина с участием талантливого актера радовала советских граждан: «Укротительница тигров», «Чужая родня», «Максим Перепелица», «Рядом с нами» – все эти картины были отсняты во время его активной театральной деятельности – Быков был невероятным трудоголиком, он просто жил игрой. Работая в компании звезд советского кинематографа, Леонид быстро набрался опыта, превратившись из начинающего актера в настоящего профессионала.
Ранние роли Быкова в кино были хоть и запоминающиеся, но довольно однотипные, что самого актера ужасно расстраивало – играя постоянно весельчаков и балагуров, он мечтал о серьезной и драматической работе. И такая возможность ему подвернулась – в 1958 году Алексей Баталов предложил Быкову главную роль в глубоком и невероятно душевном фильме «Шинели» по роману великого писателя Гоголя. Актер был окрылен, однако руководство Харьковского театра отнеслось к идее скептично, заявив, что кино кином, а театр по-прежнему нуждается в актерах. Так Леонид Быков, не решившись бросить все и сорваться в одночасье с места, фактически «подарил» роль Ролану Быкову, в главной роли с которым картина и вышла в прокат.
Буквально через год актеру снова поступило приглашение в тот же «Мосфильм» — теперь уже Семен Туманов и Георгий Щукин его видели главным героем своей картины с названием «Алешкина любовь». Однако в этот раз Быков подзадумался – главному герою фильма едва исполнилось двадцать лет, в то время как самому актеру уже было слегка за тридцать. К тому же по сюжету, в него должна была влюбиться совсем юная девушка. Однако режиссеры все же смогли его убедить в том, что в этой истории любви он будет смотреться очень даже гармонично. И они не прогадали – «Алешкина любовь» стала одной из самых запоминающихся картин в фильмографии Леонида Быкова, он открылся совершенно с другой стороны и по праву занял позицию одного из ведущих актеров советского кинематографа. Перебравшись окончательно из Харькова в Ленинград, Быков на целых восемь лет (с 1960 по 1968 год) стал актером и режиссером «Ленфильма».
Еще играя на сцене ДК в Краматорске, Леонид Быков блистал не только актерской игрой, но и умением писать интересные сценарии и делать не менее интересные постановки – это было для юного таланта почти так же увлекательно и захватывающе, как и выход на сцену. Если в юношестве это носило характер самодеятельности, то будучи уже опытным актером он решился заняться этим всерьез и наконец-то попробовать себя в качестве режиссера. Первым опытом на этом поприще стали короткометражные юмористические сценки, позже опубликованные в советском тележурнале, а уже в 1961 году мир увидел первый в биографии Быкова фильм «Как верёвочка ни вьётся».
Постоянно работая в этом направлении, Быков подарил зрителю фильмы, которые по сей день являются классикой советского кино: «Зайчик», «Аты-баты, шли солдаты», «В бой идут одни старики» и другие. Примечательно, что разрешения на съемку последнего фильма Леонид Быков ждал целых 12 лет – представив сценарий фильма в 1960 году, он начал его съемку только в 1972-ом. И если эта картина была воспринята и зрителем, и критиками «на ура», то фильм «Зайчик» (1964 год) не получил столь лестных отзывов, как бы ему хотелось. В этот период руководство «Ленфильма» решило больше не допускать актера к режиссуре, а он сам какое-то время даже отказывался от работ в фильмах в качестве актера.
В скором времени Быков, уже женатый человек с двумя детьми, возвратился в родную Украину – ему поступило приглашение с киностудии имени Довженко, и он его принял. Еще одной причиной возвращения стало отсутствие вдохновения к работе, о чем он рассказывал в письмах своему другу по харьковскому театру Николаю Бориченко. Однако, даже по приезду в Киев ситуация не поменялась – Леонид по-прежнему отказывался от многих работ, а в период с 1966 по 1971 год Быков не появлялся ни в одном фильме.
Картина «Аты-баты, шли солдаты» стала для Быкова поистине культовой. И не только потому, что ее вход на экраны, произвел невероятный фурор, но и потому что стоила ему очень дорого – собственного здоровья. Непростой сюжет картины требовал огромных усилий для экранизации. Необходимо было подходящее место, реквизит, а еще военная техника. И солдаты, конечно нужны были в больших количествах. Все это было любезно предоставлено господину Быкову советской армией – на него полагались, на него надеялись. Ответственность, взваленная на плечи Быкова, была невероятной. Однако, как часто бывает, в эти самые ответственные моменты все идет не по плану – так случилось и в этот раз.
Мало того, что съемки фильма начались гораздо позже запланированного срока, так еще и при первой проявке пленки оказалось, что кадры бракованные – большую часть картины нужно переснимать. Все установленные сроки были сорваны, а выговор Быкову делал не кто-нибудь, а сам министр обороны — маршал Гречко, вернувшись после встречи с которым, у Быкова случился инфаркт. Целый месяц ушло на восстановление, а сразу выйдя из больницы, Быков не раздумывая, отправился на площадку, где снималась его картина, в которой он также был одним из главных актеров. Он завершил ее, и это стало новым триумфом.
Однако, здоровье Леонида Федоровича вскоре опять пошатнулось, и причиной тому стал снова инфаркт. На этот раз после того, как он узнал о том, что Олесь – обожаемый ребенок и единственный сын — оказался участником сомнительной компании, ограбившей один из местных магазинчиков с ювелирными украшениями. В это же время актеру была присуждена премия Украины за картину «Аты-баты, шли солдаты», однако, в свете последних событий, он твердо решил от нее отказаться. Награда все же нашла своего обладателя — ЦК Компартии Украины распорядились привезти ее Быкову прямо домой.
Со временем все вроде как наладилось, и даже роль, а точнее сразу две роли в захватывающей комедии с философским смыслом «Пришелец» были раздумий отданы именно Леониду. И он «ожил» — принялся за работу, непрерывно репетировал и изучал сценарий. Но что-то все же тяготило его, и это было видно. Будучи предельно открытым и честным, Быков не мог спокойно наблюдать, как его коллеги без тени зазрения выслуживались перед властью, не пренебрегая даже самыми подлыми методами. Ему было тяжело морально.
В 1979 году Быков написал странное письмо-завещание на имя своих друзей, в котором он не только оговорил, как им быть в случае его смерти, но и даже уточнил, как бы он хотел быть похоронен. Письмо, написанное в начале года, стало пророческим – Быков погиб в автокатастрофе 11 апреля 1979-го на трассе «Киев-Минск». Совершая обгон, актеру не удалось избежать лобового столкновения с двигавшимся авто по встречке. Он возвращался с дачи домой, ему было всего 50.
Любовью всей жизни актера Леондида Быкова была его единственная жена – Тамара, родившая ему двоих прекрасных детей – Александра (которого чаще звали Лесь) и Марьяну.
Хочешь жить - умей вертеться!
Арфы нет - возьмите бубен!
Мужчина не плачет, мужчина огорчается.
Не бойся, Хабанера, раньше смерти не умрешь.