Василий Владимирович Сигарев - биография

Василий Владимирович Сигарев

Краткая информация

Имя: Василий Владимирович Сигарев
Дата рождения: 11-01-1977
Возраст: 44 года
Место рождения: Верхняя Салда, Свердловская область, Россия
Деятельность: драматург, сценарист, режиссёр, кинопродюсер, кинооператор

Представитель «новой драмы». Востребованный автор. Известен своими пьесами и киносценариями, успешно воплощёнными им в театре и кино. Самые известные его работы: пьесы «Пластилин» и «Чёрное молоко»; кинофильмы «Волчок», «Жить», «Страна ОЗ».

Детство

Василий Владимирович родился в простой уральской семье. Родина Сигарева – Верхняя Салда, небольшой уральский рабочий город. Мама, добрый и хлебосольный человек, работала на местной птицефабрике. Отец – электриком на заводе титановых изделий. Когда будущему драматургу было 14 лет, семья переехала в Екатеринбург.

В детстве Сигарев много читал, учился довольно хорошо. По свидетельству матери постоянно что-то писал, но никому из домочадцев не показывал плоды своих трудов. Главным увлечением подростка с переездом в уральскую столицу стало кино. В 90-е годы с появлением видеомагнитофонов открылась возможность увидеть зарубежные фильмы, не идущие в прокате. Василий был завсегдатаем видеосалонов. К скромному опыту наблюдений за жизнью провинции прибавились куда более яркие события и образы американских боевиков и фильмов ужасов, что в комплексе, вероятно, и послужило основой для будущих произведений.

Образование

По окончании школы Сигарев спонтанно выбрал в нижнетагильский педагогический институт, став студентом факультета химии и биологии. Смог доучиться только до 3-го курса, пока не убедился, что в жизни следует делать то, к чему предрасположен. В 1997 году вернулся в Екатеринбург и поступил в театральный институт на курс подвижника уральской драматургии Николая Коляды.

Оттуда и берёт своё начало яркий творческий путь Василия Сигарева, там он и написал свои первые инсценировки, пьесы и киносценарии, снискавшие славу по всему миру.

Литературная деятельность

Первой работой, обрётшей долгую жизнь на сцене, для Василия стала инсценировка по повести А.С.Пушкина «Метель» в 1999 году. Её сразу же поставили в Камерном театре Екатеринбурга и опубликовали в сборнике пьес уральских авторов «Метель».

В 2000 году за публикацию своей первой пьесы «Пластилин» в журнале «Урал» Василий Сигарев был удостоен премии «Дебют». В том же году сценическую версию пьесы, достаточно известный к тому времени, режиссёр Кирилл Серебренников показал на фестивале современной драматургии «Любимовка». Спектакль стал подлинным театральным экспериментом и был по достоинству оценён. Через два года британский режиссёр Алан Рикман представил пьесу уральского гения на сцене London’s Royal Court Theatre (Великобритания), а Сигарев за своё произведение получил Международную драматургическую премию Evening Standard Theatre Award в номинации «Most Promising Playwright (самый перспективный драматург)». Награду вручал один из крупнейших драматургов современности, Том Стоппард.

Пьеса основана на реальных трагических событиях. Её главный герой, 14-летний парнишка, лепит свой собственный мир, а действительность лепит его жизнь по-своему. Сигарев воссоздаёт сумрачную бессмысленную жизнь молодых людей, не знающих, куда себя деть. У пьесы нет традиционной композиции, структура её дискретна, преобладает разговорный язык, много ненормативной лексики. Вопреки всему или благодаря, «Пластилин» стал бестселлером. Пьеса была поставлена в Москве в «Центре драматургии и режиссуры», в театре «Шаушпильхаус» (Гамбург), прозвучала на радио БиБиСи. Она благополучно идёт в национальных театрах Норвегии, Болгарии, Сербии и во многих других европейских странах. Опубликована в российских сборниках «Пластилин» и «Репетиция», в антологии современной русской драмы «Гвоздени век» (Белград), в журналах «Урал», «Свежая литература», «Театр Хойте» (Германия), «Диалог» (Польша) и других журналах Европы.

upload 16004179320 - Василий Владимирович Сигарев

После успеха «Пластилина» Сигарев создал новую пьесу «Черное молоко», смело рассчитывая на то, что и она попадёт на театральные подмостки. В ней автор затрагивает тему наркомании, и не случайно, – Василию доводилось сталкиваться с наркоманами и среди земляков, и в семье (старший брат Василия был зависим от наркотиков). Больная тема присутствует и в других пьесах автора.

Пьеса опубликована в журнале «Современная драматургия и в сборнике «Репетиция». Вслед за постановкой в «Коляда-театре» в 2013 году, «Черное молоко» получило приз «Надежда» на 7-м Международном фестивале современной драматургии «Коляда-Plays».

Первая книга пьес и сценариев Василия Сигарева «Замочная скважина» вышла в 2011 году. В неё вошли новые на тот момент («А. Каренин») и ранние произведения («Замочная скважина», «В моем омуте») автора.

Секрет популярности пьес Сигарева, возможно, заключается не в том, что автор пользуется новыми литературными приёмами и уличным лексиконом, а в том, что его кудлатые герои правдивы, неприкрыто естественны. В одном из своих ранних интервью Василий даёт очень простое определение созданных им произведений: «…главная тема в них – это Человек, его истории, страсти, беды и прочее. Я всего лишь рассказчик. Ни философ, ни моралист, ни политик. Просто рассказчик».

Пьесы и инсценировки уральского автора неизменно производят сильное впечатление на зрителей, отмечаются критиками, привлекают всё новых режиссёров, воплощаются в театрах, завоёвывая всевозможные награды и титулы.

Театр

Василий Владимирович не считает себя театралом, как он признался однажды. В театре он оказался впервые на премьере собственной инсценировки повести «Метель» на первом курсе института. Говорит, что почувствовал скуку и разочарование. Театр не увлёк талантливого искателя. И действительно, всё, что им написано для театра по своей форме, больше похоже на сценарии для кино. Однако его деятельность в качестве театрального режиссёра ни у кого не вызывает сомнений. Это вполне достойные работы.

Театральные режиссёры в поисках злободневности и даже куража охотно берутся за пьесы Сигарева. С его пьесами интересно работать. Есть возможность играть монологами, диалогами и репликами, поворачивая их к зрителям разными гранями самородного материала. Их интересно смотреть и слушать. Театр Сигарева – это в первую очередь театр слова, пусть корявого, но всё-таки слова, что даёт ему несомненное преимущество на фоне визуального театра.  Драматургия Сигарева востребована. Его пьесы входят в репертуар лучших театров мира.

Кинорежиссура

Режиссерский дебют Сигарева в кино состоялся в 2009 году. Это была жесткая психологическая драма «Волчок». Идею сюжета, основанную на реальной истории, автору подсказала Яна Троянова, незаменимая прима всех его постановок. Своим успехом «Волчок» обязан именно этой талантливой актрисе.

В 2012 году режиссер снял свой второй фильм – драму «Жить», сценарий к которой он также написал сам. Мировая премьера состоялась на Роттердамском кинофестивале. Картину купил канал 3SAT для показа на Германию, Австрию и Швейцарию. Фильм виртуозно объединяет три параллельно развивающиеся истории, стянутые в один нервный узел. Герои трёх новелл теряют своих близких и нестерпимо относятся к утрате.  Идея фильма взята Василием из впечатления детства – 12-летний мальчуган однажды случайно заглянул в открытую дверь чьей-то квартиры и увидел убитую горем женщину, а рядом – два детских гроба. Горькая мысль «Как же она будет жить дальше?», спустя годы послужила толчком к созданию киносценария, из которого родился потрясающий по силе фильм.

В своём интервью для канала «вДудь» Сигарев признался, что многие эпизоды фильма давались очень тяжело. Кто-то из гримеров от эмоционального напряжения на площадке потерял сознание во время съёмок, а в одном из самых страшных эпизодов Яна Троянова по-настоящему порезала руки, разбивая стекло в электричке.

Следующий фильм Сигарева, беспощадно русская трагикомедия «Страна ОЗ», по оценке ведущих отечественных экспертов кино, чрезвычайно схожа с гоголевской фантасмагорией.

В 2017-м Сигарев попробовал себя в жанре фильма ужасов. Короткометражный фильм-метафора «Z», рекламирующий жилой комплекс «Зиларт» был снят за 10 дней, а его бюджет составил 30 миллионов рублей.

Василию Владимировичу пришёлся по душе подобный опыт. Дело даже не в бюджете. Художник, возможно, исчерпал свой потенциал трагедийности и отныне готов снимать озорные или страшные короткометражки, планирует снять мистический фильм «Медея» с Трояновой в главной роли. Сценарий, разумеется, уже готов.

troyan06062019 02 - Василий Владимирович Сигарев

Личная жизнь

Встреча с Яной Трояновой полностью изменила жизнь Василия. Для него актриса стала музой и верным соратником. Их объединили не только возникшие чувства, но и работа.

Они познакомились в 2003 году, когда Екатеринбургский Малый драматический театр «Театрон» взялся поставить «Черное молоко». Яна, учившаяся тогда в театральном институте, прошла кастинг на главную роль. В процессе репетиций сложился альянс двух творческих натур без формальных обязательств.

Несмотря на то, что пара распалась осенью 2019 года, Василий считает бывшую супругу другом, готов снимать ее в своих фильмах и дальше.

Свободное время Василий Владимирович предпочитает проводить за компьютером, его увлечение – это создание новых сайтов.

Живёт в Москве. От первого брака у него есть дочь, которая живёт в Екатеринбурге. Они регулярно общаются.

Политические взгляды

Василий Сигарев открыто высказывается о своём несогласии с происходящим в политической жизни страны. Он противник безальтернативных выборов, клерикализации общества, преследований людей искусства (дело Кирилла Серебренникова и «Седьмой студии»); постоянный участник оппозиционных митингов.

Интересные факты

  • «Если бы Достоевский жил в наше время, он бы написал «Пластилин», – сказал о Сигареве знаменитый английский драматург Том Стоппард.
  • Самое сильное киновпечатление у Василия Сигарева оставил военный фильма Элема Климова «Иди и смотри». «Это первое советское кино, которое не похоже на советское кино. Посмотрев его, я даже в войнушку играть перехотел».
  • Для съемок киноленты «Страна ОЗ» в Екатеринбурге нужна была собака. Помощник Сигарева ради общего дела умыкнул вест-хайленд-уайт-терьера у своих московских друзей. Наплёл режиссеру, что собака осталась без хозяев. В конце съемок животное надо было вернуть, что сильно расстроило Яну Троянову, которая уже успела привыкнуть к терьеру. В последний съемочный день актрисе подарили щенка той же породы.

Литературные премии

  • «Дебют» (2000 год)
  • «Антибукер» в номинации «Три сестры» (2000 год)
  • «Эврика» (2002 год)
  • «Новый стиль» (2002 год)
  • «Evening Standard Theatre Award»

Кинопремии

  • Призы за фильм «Волчок»: на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи, на 44 международном кинофестивале в Карловых Варах на Международном Кинофестивале в Цюрихе, На 39 Киевском международном кинофестивале «Молодость», Специальное упоминание FICC (International Federation of Film Societies), приз Международной федерации кинопрессы FIPRESCI, приз Международной федерации киноклубов FICC «Дон Кихот», специальный диплом Экуменического жюри, приз фестиваля «Douro film harvest» в Португалии, приз «Kunst Film Biennale» в Кёльне, дебютный фильм в Онфлёр, на International Art House Film Festival в Батуми (2009 год)
  • Призы за фильм «Жить»: на фестивале восточноевропейского кино «goEast» в Висбадене, на 23 открытом российском кинофестивале «Кинотавр», на МКФ «Листопад», Приз зрительских симпатий «Спутник над Польшей» (2012 год)
  • Призы за фильм «Страна ОЗ»: на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи, на 22 ММКФ «Листопад» в Минске (2015 год)
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам:
Закрыть