Дэвид Юм родился в довольно обеспеченной и уважаемой семье. Его отец был небезызвестным адвокатом, имевшим в распоряжении небольшое семейное поместье, а мать являлась дочерью главы судейской коллегии сэра Дэвида Фальконе. У мальчика были старшие брат Джон и сестра Кэтрин.
После смерти главы семейства, мать вплотную занялась образованием детей, делая основной упор на религию. В 12 лет Дэвид стал посещать занятия в Эдинбургском университете, где обучался основам юриспруденции и штудировал древнегреческий язык. Поручившись в университете три года, в 1726 году Юм покинул высшее заведение, предварительно согласовав решение с семьей. Уже в это время его привлекала литература и философия, а позже он не раз говорил, что любая наука для него, корме философии и чтения, была совершенно неинтересна.
Юм с раненного возраста много размышлял, а главной темой его мозговых штурмов была нравственность человека. Он искренне полагал, что одних таких размышлений вполне достаточно для перерождения нравственной природы человека. Юноша регулярно углублялся в свои размышления, что в скорм времени привело к ухудшению его психологического здоровья. Спустя некоторое времени Юм стал наблюдать за собой вялость, инертность и абсолютную отрешенность от дела, которое еще совсем недавно приносило столько удовольствия.
Тогда Дэвид, не найдя других путей решения, выбирает кардинальную смену рода деятельности и жизни в целом. В 1734 он оправился в Бристоль, но через некоторое время покинул его и обосновался на три года во Франции, два из которых провел в школе Ла-Флеш.
Написанный им в то время «Трактат о человеческой природе» в полной мере раскрывает человечеству Юма как мыслителя. Но, к сожалению, тогдашний читатель не был готов к восприятию Юмовских реалий. Части этого произведения были опубликованы в 1739 и 1740 годах. Сокращенное изложение вышеупомянутого трактата также осталось незамеченным. Тогда молодой человек возвратился в родные пенаты, где с новой силой начал работу над «Опытами, нравственными и политическими». Две части, выпущенные им в 1741-4-х годах, были встречены также без восторга, но с умеренным интересом.
В 1745 году Дэвид Юм впервые попробовал себя в качестве наставника и репетира по совместительству. В роли ученика выступил маркиз Аннендель – юноша с психическими отклонениями, обучать которого каким-либо наукам совершенно не представлялось возможным. Дэвид, проживавший в особняке ученика, то и дело стыкался с агрессией дяди маркиза, который, в конечном счете, спустя год, отказался платить ему обусловленное жалование. В итоге Юм все же получил честно заработанные средства, однако это было гораздо позже, после долгого судебного разбирательства.
После не слишком удачной попытки передачи своих знаний маркизу, Юм решил испытать удачу в другой, — военной сфере. В 1746-ом он без лишних раздумий отправился в экспедицию с Артуром Сент-Клером в роли его личного помощника и секретаря. Пребывая заграницей, он анализировал и пересматривал свои работы, в том числе и «Трактат о человеческой природе». Переизданное творение снова не вызвало ожидаемого эффекта. Впрочем, как и несколько последующих его работ.
1950-е годы Юм был поглощен написанием истории Англии. Волна негодования, прокатившаяся после выхода первого тома в 1756 году, вскоре сменилась милостью. Более того, дальнейшие тома издания нашли отклики в сердцах не только англичан, но и других жителей континента. Всего было напечатано шесть томов, два из которых позже были переизданы самим Дэвидом. В 1752 году Дэвид Юм был избран хранителем Адвокатской библиотеки, и практически в то же время провалился на выборах в университет Глазго.
После окончания так называемой Семилетней войны между Англией и Францией в 1763 году, Юм был приглашен на должность секретаря британского посольства. Он отправился в Париж, где проживал до 1766 года, ведя размеренный, даже немного светский образ жизни. После Юм вернулся на родину – в Англию, куда в скором времени помог перебраться Жану Жаку Руссо. Последнему было любезно предложено убежище самим Георгом III.
Однако искреннее желание помочь было расценено страдавшим от паранойи Руссо как ловушка, и вскоре мир узнал о неком «заговоре» Юма и парижских философов. Руссо тут же принялся рассылать письма, содержащие сведения о заговоре по всей Европе. Дэвиду же пришлось защищаться, и, в свойственной ему манере, он опубликовал «Краткое и истинное объяснение спора между г-ном Юмом и г-ном Руссо» (1766г.). Вскоре Руссо бежал из Англии. В 1767 году Юм стал заниматься государственными делами, решая вопросы относительно отдельных те6рритрий, однако продержался на должности чуть менее года.
В 1768 году философ вернулся в Эдинбург. На то время он уже был довольно состоятельным – его годовой доход исчислялся тысячами фунтов. Не теряя времени, он создал Философское общество, где определил для себя довольно скромную роль – роль секретаря. Жизнь текла своим чередом, до того момента, пока здоровье Юма не стало резко ухудшаться. В 1775 году проявились первые симптомы – на первый взгляд совершенно безобидные. Тогда же он отправился в Лондон, где, по его мнению, находились лучшие врачи. Однако поездка не помогла определиться с диагнозом. Прожив еще чуть больше года, Дэвид Юм скончался в своем доме на Сент-Дэвид-стрит.
Незадолго до кончины, Дэвид Юм опубликовал автобиографию, в которой он описал себя как открытого, честного и дружелюбного человека. При этом он не скрывал своей слабости к «литературной славе», которая, несмотря на все неудачи, все же не ожесточила его характер.
Центром философского учения шотландского философа является человек. Абсолютно все науки, исходя из его суждений, должны опираться на философию, а потому них философская концепция человека является фундаментальной. Он считал, что любая наука, быть то математика или астрономия, в любом случае зависят от науки о человеке и все равно возвращаются к ней.
Отдельного внимания заслуживает структура одной из самых значительных работ мыслителя – упомянутого выше «Трактата о природе человека». Начинается, он, как и полагается, с теории и познавательных составляющих. Юм считал, что в основе науки о человеке лежит наблюдение и опыт, и первым делом стоит обратиться к изучению человеческого познания, обоснованию опыта, и убедиться в достоверности познания. Далее необходимо исследовать человеческие аффекты, и лишь после обратиться к морали и добродетели. В природу человека Юм включал разные признаки, среди которых особенно подчеркивал возможность человека находить «пищу» в науке, называя человека существом разумным, общественным и признавая необходимость реализации потенциала в сферах, близких каждому по духу. В своем заключении Дэвид Юм говорил, что природа предусмотрела для человека смешанный образ жизни, предостерегая его, таким образом, от чрезмерного увлечения отдельной склонностью. Только в таком случае удается исключить возможность утраты способностей к другим занятиям.
Склонность к радости и к надежде — истинное счастье; склонность к опасению и к меланхолии — настоящее несчастье.
Любовь есть не что иное, как желание счастья другому.
Какой возраст или же какой период жизни более всего располагает к суеверию? Самый слабый и робкий. А какой пол? На это следует дать тот же ответ.
«Случай» и «судьба» — это одни только пустые слова: упорное благоразумие — вот судьба человека.