Мирослав Попович родился в 1930 году в Житомире, в семье филологов. После рождения сына, чета Поповичей преподавала в школе в небольшом городе Изяслав, что в Хмельницкой области, здесь же первые шаги в образовании делал и маленький Мирослав.
Детство Мирослава Поповича пришлось на страшный период – еще будучи совсем маленьким, он пережил голодомор, а позже ему пришлось столкнуться и с войной, лишившей его любимого отца, а семью кормильца. Мирослав с младшим братом остались на попечительстве матери, которая, несмотря на жесточайшие условия, все же смогла поднять двух сыновей. Окончание войны для семьи Поповичей ознаменовалось переездом – пунктом их назначения стал город Неродичи, Житомирской области. Здесь Мирослав в 1948 году получил среднее образование, чтобы дальше продолжить его в университете. Поступив в этом же году на отделение логики философского факультета, Попович переехал в столицу.
Выбор специальности для Мирослава не стал случайным – мальчик, выросший в интеллигентной семье и с детства приученный к серьезной литературе, выработал в себе свойство размышлять, он привык находить ответы на интересующие его вопросы. Не малую роль сыграла и Вторая мировая — переживший весь страх и ужас войны, он хотел четко понять причины и следствия происходящего, добраться до истины, расставив точки над «i», хотя бы в своей голове.
Окончив ВУЗ в 1953 году, молодой специалист Мирослав Попович отправился в небольшое село Золотой Поток, для того что бы преподавать местным ученикам историю – к сожалению, профессиональные философы в то время были далеко не в почете. Заняв пост директора сельской школы, Попович столкнулся со многими проблемами послевоенного времени: отсутствие учительских кадров, практически полное отсутствие научно-методической базы, сложные условия работы. Отдав три года жизни этой должности, в 1956 году Попович покинул небольшое село, что в Тернопольской области, и поступил в Национальную академию наук Украины, закончив которую остался там же работать.
Еще во времена работы в сельской школе, Попович, свободно владеющий несколькими иностранными языками, всерьез и надолго заинтересовался разнообразными зарубежными течениями в философии. Особенно его интересовало немарксистское направление в науке, являвшееся своеобразным противовесом устоев и навязанных идеалов, царящих в то время в стране. Учась в аспирантуре, Мирослав Попович постепенно начал специализироваться в области философии, именуемой на то время «критика современной буржуазной философии». Попович ясно осознавал, что идеология, вложенная в сердца и головы советских граждан, не только абсолютно задогматизирована, но и совершенно не оставляет пространства для творчества. Этот период в жизни Поповича стал решающим — именно в это время происходит формирование его как ученого.
Тем не менее, как и любой творческий человек, прежде чем найти свою нишу, Попович прошел довольно долгий период поисков – с 1957 по 1964 год он пишет множество работ, так или иначе затрагивающих тему философских концепций, используемых в качестве инструмента влияния на Западе. В это же время выпускаются две довольно значимых его работы: «Поход против разума» (1960) и «Против современных критиков марксистского материализма» (1964).
Средина 1950-1960-х, именуемая в истории как «Хрущевская оттепель», стала для Мирослава Поповича временем новых открытий – он все больше интересуется логикой, методологией и философией науки. Тема довольно актуальна — математика и естествознание развиваются неслыханными темпами, а идеологические рамки значительно расширяются. Большую роль в становлении и реализации творческого потенциала Поповича сыграл Павел Копнин – выдающийся философ, пришедший в 1962 году на пост директора института, где работал Попович. Под его началом создалась группа ученых, работавших над изучением проблем логики научного познания. Одной из первых и самых резонансных работ группы стала «Логика научного исследования» (1965 г), одним из руководителей и редакторов которой выступил Попович. Уже в следующем году философ выпустил очередную работу под названием «О философском анализе языка науки», на основе которой в 1967 году и защитил докторскую диссертацию.
В средине 60-х появляется понятие «Киевская философская школа». Появление школы никоим образом не было связанно с каким-то одним философским течением и тем более работами конкретного ученого. «Киевская философская школа» стала своеобразным центром, где каждому ученому давалась возможность свободно высказаться и проявить себя творчески в разрезе философии как науки. Однако, не смотря на обобщенность и отсутствие конкретики, возникновение школы, так или иначе, по сей день связывают с именами Поповича и Копнина.
В центре исследований Поповича на протяжении десятков лет были проблемы логики научного познания. За это время он сам, а также в сотрудничестве с другими выдающимися философами создал ряд проектов, которые впоследствии стали широко известны не только отечественной, но и зарубежной публике. Среди личных работ Мирослава Владимировича особого внимания заслуживают «Логика и научное познание» (1971) и «Философские вопросы семантики» (1975).
Смелая, новаторская деятельность Поповича не могла остаться без внимания власти – коммунисты, находящиеся на верху, видели в работах Поповича угрозу и считали их небезопасными для коммунистической идеологии и существующего порядка в стране. Попович, как и его единомышленники с Института философии, потрепал от идеологических нападок, политических обвинений и подвергался преследованиям. Способствовали в этом немало и ортодоксальные философы, то и дело отправляющие доносы в ЦК КПУ, с просьбами «приструнить» недобропорядочных граждан. В огромном списке обвинений, предъявляемых Поповичу, можно было встретить отступ от принципа партийности в науке, пропаганду западной идеологии, отступ от ленинской теории и многое другое. Это был довольно сложный период в жизни не только Мирослава Поповича, но и философии в целом. Однако, даже это не смогло сломить свободолюбивый дух философа и его жажду истины .
После перевода Копнина в московский университет в 1968 году Попович возглавил отдел логики научного познания. В это время раскрываются его таланты как организатора науки, он приобретает авторитет и становится одной из проводных личностей в этой области.
Смена прежнего режима, ознаменованная трансформационными процессами второй половины 80-х годов ХХ столетия, создает новые реалии. Попович активно участвует в создании нового будущего своей страны, а также науки философии в целом. Он активно работает в так называемой «Демплатформе», являющейся оппозицией КПСС, а после оглашения Украиной независимости, его имя непосредственно связывается с Демократической партией.
С момента выхода Украины из состава СССР, Попович безустанно пытается осмыслить события, разворачивающиеся у него на глазах. Научные интересы философа больше тяготеют к социокультурной проблематике, постепенно уходя от тем, которые увлекали его в начале пути. Изучая происходящее, с точки зрения опытного философа, неизменно применяя опыт создания логико-матодолгичных проблем развития науки, он выделяет для себя два основных направления: вопросы, касающиеся развития социально-политических процессов в государстве и истории, а также аналогичные аспекты в национальной культуре. Он анализирует проблемы свободы и выбора человека, состояние общественного сознания, формирование открытого государства и идеологического аппарата в нем.
Сегодня Мирослав Попович активный гражданско-политический деятель и по-прежнему философ, продолжающий научную работу. Являясь постоянным участником международных конференций, Попович активно обсуждает вопросы внутренней и внешней политики государств, рассматривает возможности международного сотрудничества Украины, а также вариант консолидации украинского народа. Он регулярно появляется на телевидении и в прессе, без тени смущения говоря о самых важных и больных вопросах для украинцев. Поповичу принадлежит неофициальный статус морального авторитета нации. Кроме того, являясь директором Института, он целиком и полностью отдает себя на организацию административной и научной деятельности, делится опытом с подчиненными и продолжает создавать новые научные труды.